«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ненецкого автономного округа на уровне ruA+
Москва, 18 февраля 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ненецкого автономного округа на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Ненецкий автономный округ (далее – округ, регион) является отдельным субъектом РФ, при этом входит в состав Архангельской области и расположен в Северо-Западном федеральном округе. Площадь территории региона составляет 176,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Нарьян-Мар. На территории региона расположена часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, округ входит в топ-5 регионов России по добыче нефти, а разведанные запасы нефти и газа региона в настоящее время имеют низкую степень выработанности. Экономика округа характеризуется высокой концентрацией на добыче полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2021 год, по оценке региона, составила 75,6%.
Социально-экономическое положение округа оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2021 год (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 366,2 млрд рублей или на 11,0% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах, что вызвано восстановительными процессами в экономике региона. Рост к докризисному 2019 году составил 4,3% в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года ожидается увеличение объема ВРП до 388,7 млрд рублей.
Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения и по значению данного показателя находится на первом месте среди субъектов РФ. По расчетам агентства, он в 2021 году составил 8,2 млн рублей, что более, чем на 20% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Высокое значение данного показателя обусловлено низкой численностью населения. Численность населения, по предварительным данным, на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 44,5 тыс. человек. Динамика численности населения носит положительный характер, за последние три года численность увеличилась на 1,6%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года оценивается регионом на уровне 83,5 млрд рублей, что практически соответствует уровню 2020 года. Перспективные инвестиционные проекты округа носят долгосрочный характер, поскольку связаны с нефте - и газодобычей и предполагают длительный цикл реализации (строительство комплекса по производству метанола из природного газа на базе Кумжинского и Коровинского газоонденсатных месторождений и обустройство в Лаявожского и Ванейвисского нефтегазоконденсатных месторождений), поэтому основные поступления инвестиций в основной капитал ожидаются после 2027-2028 гг. Несмотря на это, среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за три периода традиционно демонстрирует высокие значения и за 2019–2021 гг. составило 26,1%. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывают умеренно высокий уровень безработицы, который по итогам 2021 года, по предварительным данным, составил 7,2% сократившись на 1,1 п. п. к уровню 2020 года и коэффициент демографической нагрузки, сложившийся, по предварительным данным, на 01.01.2022 на уровне 0,750.
Округ всегда характеризовался высоким уровнем бюджетной обеспеченности (более 80%), что позитивно отражалось на рейтинговой оценке. По итогам 2021 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов окружного бюджета составила 71,0%, что на 8,3 п. п. выше уровня 2020 года, и, по прогнозам региона, продолжит расти в 2022 году и достигнет докризисного уровня. По состоянию на 01.01.2022 доходы бюджета региона выросли почти на треть к уровню 2020 года, в том числе ННД на 49,9%, трансферты на 1,4%. В структуре ННД налоговые доходы приросли на 21,8%, а неналоговые в 2,3 раза. Ввиду того, что ключевой отраслью региона является добыча полезных ископаемых, большая часть налоговых доходов представлена налогом на имущество организаций (45,3%), а также налогом на прибыль организаций (38,5%). В составе налоговых доходов поддержку положительной динамике оказал значительный рост поступлений по налогу на прибыль организаций – в 2,7 раза, уровень 2019 года данный налог превысил в 1,3 раза, что вызвано улучшением финансовых результатов компаний, осуществляющих добычу нефти и газа на территории округа в связи с увеличением объемов добычи и реализации нефти, а также уплатой налога по разовой сделке в феврале отчетного года ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляющим добычу нефти в округе. По итогам 2022 года ожидается возврат поступлений по данному налогу к докризисному значению (3,7 млрд рублей, что на 21,3% ниже уровня 2021 года и на 3,3% выше 2019 года). Вместе с тем, в структуре налоговых доходов наблюдается снижение поступлений по налогу на имущество организаций и налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). Сокращение поступлений по налогу на имущество организаций (-14,1% к уровню 2020 года) связано с уменьшением налоговой базы по налогу за счет амортизации недвижимого имущества организаций, осуществляющих добычу сырой нефти, уплатой задолженности по налогу за 2018–2019 гг. в первом квартале 2020 года. По НДФЛ уменьшение поступлений (-4,8% к уровню 2020 года) обусловлено сокращением среднесписочной численности работников и фонда начисленной заработной платы, а также досрочной уплатой налога за декабрь 2020 года в декабре 2020 года. Неналоговые доходы приросли в связи с возвратом к допандемийному уровню доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение». Поступления по данным доходам увеличилось в 2,1 раза к уровню отчетного года и на 3,8% к уровню 2019 года. В структуре безвозмездных поступлений на фоне улучшения и стабилизации финансово-экономического положения региона произошли изменения. Округ не получил дотации в отчетном году впервые за последние семь лет. Наибольшую долю в безвозмездных поступлениях, как и ранее, занимают иные межбюджетные трансферты (83,5% от общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ), кроме того, в 2021 году по ним сложился наибольший рост (в 1,5 раза к уровню 2020 года). Доходная часть бюджета округа по-прежнему подвержена рискам в связи с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика – по итогам 2021 года им стало ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» – на долю которого приходится 18,7% налоговых доходов бюджета региона.
Расходы региона в 2021 году выросли на 14,0% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 12,5 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 12,2%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах окружного бюджета снизился на 0,8 п. п. Снижение доли социального блока обусловлено увеличением расходов по национальной экономике почти на четверть по сравнению с 2020 годом в связи со строительством автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск. Гибкость расходов бюджета оценивалась на высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 27,6%.
По итогам 2021 года региональный бюджет вернулся к докризисному профицитному исполнению, профицит составил 2,3 млрд рублей или 11,3% ННД. По итогам 2022 года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в 2,0 млрд рублей или 11,5% ННД, покрытие которого будет произведено за счет кредитов кредитных организаций.
По состоянию на 01.01.2022 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. Объем совокупных долговых обязательств составил 0,8 млрд рублей, что почти в три раза ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 12,9 п. п. и составила 3,9%. В связи с необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита по итогам текущего года, ожидается рост долга до 2,9 млрд рублей, долговой нагрузки до 16,4%. Долговая нагрузка будет находиться на комфортном уровне и не окажет негативного влияния на финансовую устойчивость округа. Структура долгового портфеля округа на отчетную дату вернулась к докризисному виду и на 100% состоит из облигационных займов. По итогам текущего года ожидается изменение структуры портфеля долга в результате планируемого привлечения банковских кредитов. Небольшой объем долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2021 году составило 0,4% ННД, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. Регион имеет открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 29,0 млрд рублей, объем расходов – 26,7 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 25.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.08.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Ненецкого автономного округа принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.