«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг Магаданской области на уровне ruBBB+
Москва, 11 апреля 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Магаданской области на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Магаданская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 462,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Магадан. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая в последние годы превышает половину ВРП региона. Магаданская область входит в число крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов. Область является одним из крупнейших золотодобывающих регионов, а также обеспечивает основной объем добычи серебра страны.
Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 361,5 млрд рублей, что на 3,8% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Магаданской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее – прогноз СЭР), индекс физического объема ВРП по итогам 2022 года ожидается в размере 102,9%. Определяющее влияние на положительную динамику объема ВРП в 2021 году оказал рост промышленного производства, который составил 6,1% относительно предыдущего года. Увеличение промышленного производства связано, преимущественно, с наращиванием объема производства в сфере добывающей промышленности (+6,8%), а также обрабатывающих производств (+6,3%). По данным региона, по итогам 2021 года объем добычи золота и серебра вырос на 6,0% и 18,4% соответственно. Кроме того, в отчетном году начата добыча меди и цинка на месторождении «Перевальное». По итогам 2022 года индекс промышленного производства ожидается на уровне 101,0%.
Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения, по расчетам агентства, он по итогам отчетного года вырос до 2,6 млн рублей с 2,0 млн рублей в 2020 году. Высокое значение данного показателя связано с низкой численностью населения. Численность населения на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 137,5 тыс. человек и сократилась за последние три года на 3,7 тыс. человек из-за естественной убыли и миграционного оттока, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Сложившаяся ситуация с динамикой численности населения обусловлена особенностью социально-демографической структуры населения, вызванной распространением вахтовой модели освоения и развития региона и высоким уровнем миграционного оттока населения после завершения работы или по достижении пенсионного возраста. Низкая демографическая нагрузка оказала поддерживающее влияние на рейтинговую оценку: по данным региона, коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,637. На фоне послекризисного восстановления региона наблюдалось снижение безработицы до 4,9%, что на 0,7 п. п. ниже уровня 2020 года, однако докризисный уровень в 2021 году достигнут не был. Согласно прогнозу СЭР, по итогам 2022 года показатель безработицы в консервативном варианте ожидается на уровне 5,6%.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2021 году составил 57,9 млрд рублей, что на 37,5% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Высокая положительная динамика согласно данным региона, была достигнута за счет увеличения объема инвестиций в основной капитал в таких отраслях как: добыча полезных ископаемых (+17,4%), обеспечение электрической энергией газом и паром (в 1,7 раза); водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (в 1,5 раза), строительство (в 3,4 раза), транспортировка и хранение (в 1,4 раза), деятельность в области информации и связи (в 1,4 раза). Несмотря на рост экономической активности, отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 16,0%. В соответствии с действующим прогнозом СЭР, внебюджетные инвестиции по итогам 2022 года составят 52,1 млрд рублей.
По итогам 2021 года бюджетная автономия Магаданской области продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 65,4%, что на 3,6 п. п. выше уровня 2020 года в связи с ростом ННД на 14,8% и сокращением межбюджетных трансфертов на 1,9% к предыдущему году. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым, так и по неналоговым доходам. В структуре налоговых доходов рост поддержан всеми основными бюджетообразующими налогами. Наибольшее увеличение поступлений сложилось по налогу на добычу полезных ископаемых (+21,9%) и налогу на доходы физических лиц (+15,2%). Налог на прибыль организаций также продемонстрировал положительную динамику в 2021 году (+8,1%), однако его более существенное увеличение произошло в 2020 году (+50,7%), что связано с повышением цен на драгметаллы и увеличением объема их добычи, а также с увеличением внереализационных доходов за счет курсовых разниц и уплатой дополнительных платежей несколькими крупными организациями-недропользователями. В связи со значительным ростом поступлений по данному налогу, изменилась структура налоговых доходов. Ранее в структуре преобладал налог на доходы физических лиц, а в 2020–2021 годах на первое место вышел налог на прибыль. Характер поступлений по бюджетообразующим налогам был, преимущественно, обусловлен сложившейся в 2021 году положительной динамикой цен на драгоценные металлы и объема их добычи. Сокращение объема межбюджетных трансфертов произошло за счет снижения объема субсидий (-6,8%), иных межбюджетных трансфертов (-6,5%), а также дотаций (-2,7%), в результате чего доля последних в трансфертах составила 37,8%, что на 0,3 п. п. ниже уровня 2020 года. Установившееся значение доли дотаций в межбюджетных трансфертах оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Диверсификация налоговых доходов региона находится на умеренно низком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 16,0%. По результатам 2022 года ожидается сокращение доходов областного бюджета на 15,6%, что, преимущественно, обусловлено снижением межбюджетных трансфертов из федерального бюджет на 30,4%, в том числе, в части субсидий (-27,2%), дотаций (-7,6%), субвенций (-5,8) и иных межбюджетных трансфертов (-80,5%).
В 2021 году расходы регионального бюджета выросли на 8,6% относительно уровня 2020 года. В структуре расходов преобладали статьи социального характера, суммарная доля которых в 2021 году в расходах выросла на 0,6 п. п. и составила 55,1%. Рост удельного веса социальных расходов связан с увеличением расходов по культуре и кинематографии (+41,0%), образованию (+17,9%), социальной политике (+13,9%) и здравоохранению (+9,4%). Кроме того, в структуре социальных расходов наблюдалось снижение расходов по физической культуре и спорту (-39,0%), которое связано с «высокой базой» 2020 года в результате строительства физкультурно-оздоровительных комплексов. Позитивно оценивается гибкость расходной части бюджета: на долю капитальных расходов в общей сумме расходов регионального бюджета в 2021 году пришлось 13,6%. По итогам 2022 года ожидается сокращение расходов областного бюджета на 12,0%, что обусловлено отмеченным снижением доходов бюджета, в особенности, в части целевых межбюджетных трансфертов в связи с завершением строительства ряда объектов региона.
В 2019–2021 гг. региональный бюджет исполнялся с профицитом. По итогам 2021 года профицит составил 553,6 млн рублей или 1,6% ННД. Согласно закону о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, исполнение регионального бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 1,4 млрд рублей или 4,2% ННД, который будет покрыт за счет облигационных займов.
Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как низкий: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2022 составил 12,2 млрд рублей или 36,0% к ННД за предыдущие 12 месяцев. По итогам 2022 года ожидается рост долга до 13,4 млрд рублей в связи с необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, а также привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов. Тем не менее, несмотря на прогнозируемый рост долга, долговая нагрузка региона останется на комфортном уровне. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из коммерческих кредитов, доля которых составляла 60,2%, а остальной долг был представлен бюджетными кредитами с долей 36,5% и облигационными займами – 3,3%. По итогам 2022 года ожидается трансформация структуры долгового портфеля. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,8% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и открытые кредитные линии.
Объем доходов бюджета Магаданской области по итогам 2021 года составил 51,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 51,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг присвоен Магаданской области впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Магаданской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Магаданской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Магаданской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.