«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг Республике Марий Эл на уровне ruBBB+

Москва, 11 июля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Республике Марий Эл на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Марий Эл (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 23,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Йошкар-Ола. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и деятельность по операциям с недвижимым имуществом. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. В сельском хозяйстве региона ведущее место занимает животноводство, которое имеет в первую очередь молочно-мясную специализацию. Динамично развивается земледелие – производство зерна, картофеля, овощей и кормовых культур.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 211,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,9% выше уровня 2020 года. Положительная динамика ВРП по итогам отчетного года была поддержана ростом строительства (+26,8%) и розничной торговли (+10,3%). По итогам текущего года показатель ВРП ожидается в размере 225,8 млрд рублей. В 2021 году наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 98,7%. Снижение было обусловлено сокращением выпуска продукции в обрабатывающих производствах (-2%) и добыче полезных ископаемых (-1,4%) несмотря на рост в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (+7,7%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+5,4%). За первые пять месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 93,7%, однако регионом по итогам 2022 года ожидается сохранение производства на уровне 2021 года за счет дальнейшего роста производства на предприятиях радиоэлектронной промышленности, по производству целлюлозно-бумажной, химической и прочей неметаллической минеральной продукции.

Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает незначительный объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 313,6 тыс. рублей. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказали отрицательная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. Численность населения региона, в основном из-за естественной убыли населения, сократилась за последние три года на 8,9 тыс. человек и составила 671,5 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Коэффициент естественной убыли населения региона в 2021 году составил -7,2 на 1 000 человек населения, при этом рождаемость снизилась на 3,4 %, смертность возросла на 15,0 %. Коэффициент демографической нагрузки, по данным региона, составил 0,839 на 01.01.2022. На фоне послекризисного восстановления экономики региона в 2021 году наблюдалось снижение безработицы на 1,5 п. п. до уровня 5,3%, однако по итогам 2022 года в связи с текущими рисками ухудшения ситуации на рынке труда регионом прогнозируется уровень безработицы в пределах 5,6%.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года, по данным региона, составил 28,5 млрд рублей, что на 5,0% ниже уровня 2020 года в действующих ценах. Снижение инвестиций произошло на фоне высокой инвестиционной активности в 2020 году (+25,4% к уровню 2019 года), когда были осуществлены наиболее крупные вложения в отраслях обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортировки и хранения. Наиболее значимые инвестиционные проекты в 2021 году реализовывались ООО «Птицефабрика Акашевская» (строительство и реконструкция птицеводческого комплекса) и Марийским районным нефтепроводным управлением филиала АО «Транснефть - Верхняя Волга» (реконструкция участка магистрального нефтепровода Сургут – Полоцк). Отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 13,5%, что оказало отрицательное влияние на рейтинговую оценку. В I квартале текущего года отмечается рост инвестиций (за исключением бюджетных средств) на 11,9 % относительно соответствующего периода 2021 года, по итогам 2022 года регионом ожидается объем внебюджетных инвестиций в основной капитал в размере 29,4 млрд рублей.

По итогам 2021 года бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 44,9%, что на 4,5 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 29,7% при росте межбюджетных трансфертов на 5,7% к предыдущему году. Положительная динамика сложилась как по налоговым, так и по неналоговым доходам. В структуре налоговых доходов наблюдался рост по всем основным бюджетообразующим налогам, наибольший сложился по налогу на прибыль организаций (+71,3%) и акцизам (+39,3%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль произошло на фоне восстановительных процессов экономики и в основном связано с ростом налоговых отчислений от предприятий в сфере строительства (в 3,5 раза), финансовой и страховой деятельности (в 2,1 раза) и обрабатывающих производств (в 1,6 раза), включая производство машин и оборудования (в 2,8 раза). Положительная динамика по акцизам обусловлена ростом поступлений акцизов на нефтепродукты в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также индексацией с 1 января 2021 года на 4% ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% и увеличением объемов производимого и реализуемого собственными производителями пива. По итогам сложившейся динамики структура налоговых доходов осталась прежней, лидирующая позиция сохранилась за НДФЛ, но его доля снизилась до 30,9%, а доли акцизов и налога на прибыль организаций выросли и составили 23,2% и 20,8% соответственно. Диверсификация налоговых доходов региона находилась на высоком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 3,2%. Увеличение объема межбюджетных трансфертов в отчетном году было связано с ростом поступлений по субсидиям (+15,5% к уровню 2020 года) и иным межбюджетным трансфертам (+8,9%). В результате указанной динамики доля дотаций в структуре межбюджетных трансфертов сократилась на 2,3 п. п. и составила 37,1%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. За первые пять месяцев текущего года все ключевые виды налоговых поступлений показали положительную динамику, при этом набольший рост показали налог на прибыль организаций (+77,2%) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+33,0%), а поступления по ННД в целом выросли на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Высокие темпы роста поступлений налога на прибыль обусловлены увеличением платежей от крупнейших налогоплательщиков республики: ПАО «Газпром», АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат», АО «Контакт», ООО «Феррони» и ЗАО СКБ «Хроматек» в связи с увеличением выручки от реализации продукции. Динамика поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обусловлена увеличением числа налогоплательщиков, перешедших с единого налога на вмененный доход в связи с его отменой. Согласно предоставленным данным, в 2022 году ожидается снижение доходов бюджета на 3,2% относительно уровня 2021 года, которое связно с прогнозируемым сокращением объема межбюджетных трансфертов на 10,2% при росте ННД на 2,5%.

Расходы региона в 2021 году выросли на 7,9% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 28,8 млрд рублей (60,0% совокупных расходов), что выше 2020 года на 2,2%. При этом расходы на физкультуру и спорт были сокращены на 18,6% в связи с завершением реализации мероприятий по строительству (реконструкции) ряда объектов спорта (ФОК в пгт. Приволжский, стадионы в п. Юрино и г. Козьмодемьянске). Гибкость расходной части бюджета региона оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 14,8%. За первые пять месяцев текущего года объем расходов бюджета вырос на 25,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Наибольший прирост расходов в денежном выражении пришелся на национальную экономику (+1,8 млрд рублей), образованию (+0,7 млрд рублей) и жилищно-коммунальное хозяйство (+0,5 млрд рублей), при этом по расходам на культуру и кинематографию, средства массовой информации и национальную оборону наблюдалось сокращение на общую сумму около 0,1 млрд рублей. Увеличение расходов на национальную экономику обусловлено выполнением работ по строительству и капитальному ремонту автомобильных дорог в рамках реализации мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги», на образование – повышением оплаты труда работников бюджетной сферы и поступлением средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования, на жилищно-коммунальное хозяйство – реализацией в 2022 году 4 этапа мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», а так же выполнением работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры. В соответствии с предоставленными данными, в текущем году ожидается увеличение расходов регионального бюджета на 12,3%.

По итогам 2021 года региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 3,7 млрд рублей или 16,5% ННД. Согласно предоставленной информации, исполнение бюджета в 2022 году прогнозируется с дефицитом в размере 3,6 млрд рублей или 15,6% ННД. Источниками покрытия дефицита будут служить в основном остатки средств на счетах республиканского бюджета, а также инфраструктурные бюджетные кредиты.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 10,5 млрд рублей, что на 11,8% ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 22,0 п. п. и составила 46,8%. Снижение долговой нагрузки связано с погашением части долга по облигациям и коммерческим кредитам на фоне отмеченного роста ННД. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 53,0%, а остальной долг был представлен коммерческими кредитами с долей 32,7% и облигационными займами – 14,3%. Крупнейшим кредитором в структуре долга региона является ПАО Сбербанк, доля кредитов которого на отчетную дату составила 23,1%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. В 2022 году ожидается рост государственного долга до 11,2 млрд рублей в связи с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов (645,6 млн рублей) и предоставлением из республиканского бюджета кредитов муниципальным образованиям (58,1 млн рублей) за счет средств федерального бюджетного кредита на замещение рыночных заимствований. В соответствии с принятыми мерами поддержки на федеральном уровне, совокупный объем бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований региона и его муниципальных образований составил почти 4,0 млрд рублей. Также будет проведена реструктуризация платежей по бюджетным кредитам, по условиям которой в 2022 году задолженность по данным кредитам не подлежит погашению. Принятые меры поддержки окажут положительное влияние на долю короткого долга, которая с 01.07.2022 на горизонте ближайших 12 месяцев будет равна нулю. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 2,0% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 49,9 млрд рублей, объем расходов – 46,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен Республике Марий Эл впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Марий Эл, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Марий Эл принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Марий Эл дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"