«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Трансмашхолдинг» на уровне ruAА

Москва, 18 августа 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «Трансмашхолдинг» на уровне ruAА, прогноз по рейтингу стабильный.

АО «Трансмашхолдинг» (далее – ТМХ, компания) является материнской компанией крупнейшей машиностроительной группы на территории СНГ, разрабатывающей и производящей широкий спектр подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта: локомотивы, пассажирские вагоны, электропоезда, вагоны метро, дизели и прочее оборудование; одним из крупнейших разработчиков и производителей такой продукции в мире.

Агентство позитивно оценивает блок бизнес-рисков компании. Отрасль транспортного машиностроения является крайне капиталоемкой. В результате этого для нее характерны высокие барьеры для входа новых игроков, что вытекает в ограниченную конкуренцию на рынке. Агентство сдержанно оценивает подверженность отрасли деятельности компании к внешним шокам. На долю 10 крупнейших заказчиков компании приходится порядка 87% выручки. В кризисные периоды экономики инвестиционные программы крупнейших заказчиков могут сокращаться. В тоже время компания обладает значительной долгосрочной контрактной базой, а конкурентные позиции компании на ключевых рынках пространства СНГ близки к монопольным, что сглаживает возможное негативное влияние на компанию макроэкономических изменений. ТМХ занимает более 70% рынка производства локомотивов, около 90% пассажирских вагонов и порядка 90% вагонов метро. Кроме того, парк техники ОАО «РЖД», крупнейшего заказчика компании (порядка 40% выручки вместе с дочерними структурами), характеризуется достаточно высоким уровнем износа, что в совокупности с наличием у Трансмашхолдинга крупнейшего производственного потенциала в области подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта на постсоветском пространстве позволяет положительно оценить перспективы наращивания контрактной базы. C другой стороны, до определенного момента условия по контрактам с крупнейшими покупателями не позволяли в полной мере индексировать цену на производимую компанией продукцию на сопоставимом уровне с увеличением затрат.  В результате этого на фоне роста себестоимости, вызванного главным образом удорожанием металлопродукции, по итогам 2021 года у компании снизилась рентабельность – EBITDA margin по итогам 2021 года снизилась до 9% по сравнению с 12% годом ранее, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Компания характеризуется высоко диверсифицированной продуктовой линейной. На долю крупнейшего вида продукции – локомотивов, приходится порядка 25-30% выручки. Агентство позитивно оценивает географическую диверсификацию производства – доля крупнейшей производственной площадки не превышает 30% выручки.

В течение 2021 году у компании значительно увеличился долговой портфель до 136 млрд. руб. на конец года по сравнению с 86 млрд. руб. на начало года. При этом компания также аккумулировала значительный объем денежных средств на балансе на конец 2021 года, что позволяет поддерживать показатель чистого долга на комфортном уровне. По состоянию на 31.12.2021 (далее – «отчетная дата») отношение чистого долга к EBITDA LTM увеличилось до 2.1x по сравнению с 1,4x годом ранее и агентство не ожидает существенных изменений метрик долговой нагрузки в среднесрочной перспективе. При расчете показателей долговой нагрузки агентство учитывало забалансовые обязательства компании, которые представлены выданными гарантиями и поручительствами. Существенная часть забалансовых обязательства представлена поручительствами по долговым обязательствам АО «Трансхолдлизинг» (далее – «ТХЛ»), которое не входит в периметр консолидации ТМХ. С учетом квазигосударственного характера обязательств Московского метрополитена перед объектом поручительств – ТХЛ, агентство трактует вероятность реализации поручительства как низкую и не учитывало в расчетах долговой нагрузки. При этом около половины забалансовых обязательств представлено поручительством по долговым обязательствам компании, находящейся под контролем общих бенефициаров. Вследствие этого агентство в полном объеме учитывало эти поручительства в расчетах долговой нагрузки. Увеличение долгового портфеля в абсолютном выражении и снижение маржинальности компании негативно отразилось на показателях процентного покрытия. По итогам 2021 года отношение EBITDA/процентные платежи снизилось до уровня 3,7х по сравнению с 6,4х годом ранее, что оказывает давление на рейтинговую оценку.

Компании присуща низкая дюрация кредитного портфеля. Более 50% долговых обязательств компании имеют сроки погашения до года, что негативно сказывается на качественной оценке ликвидности. При этом на балансе компании находится значительный объем денежных средств. Также компания постоянно поддерживает значительный объем открытых кредитных линий. В результате этого, агентство позитивно оценивает прогнозную ликвидность компании. По расчетам агентства, сильный операционный денежный поток компании в совокупности с значительным объемом аккумулированных денежных средств и существенным объем открытых кредитных линий значительно превышают потребности компании в капитальных расходах и выплатах по долгу.

Агентство продолжает позитивно оценивать изменения в системе риск-менеджмента компании в связи с изменением политики компании по страхованию рисков в сторону полного страхования имущественных комплексов и производственных рисков, а также продолжающейся работы по усилению регламентации по управлению рисками. Качество корпоративного управления оценивается как достаточно высокое, но его оценку сдерживает регулярное предоставление поручительств по долговым обязательствам связанных сторон. Кроме этого, ТМХ после юридического объединения находится в интеграции бизнес-процессов с ООО «ЛокоТех-Сервис», сервисной компанией, осуществляющей техническое обслуживание локомотивных парков ОАО «РЖД» и других компаний.  

Агентство выделяет внешний фактор поддержки со стороны государства. ТМХ характеризуется сильной системной значимостью, но при этом средней степенью влияния государства, что приводит к оценке фактора поддержки как умеренного

По данным консолидированной отчетности по стандартам МСФО, на 31.12.2021 активы компании составляли 361 млрд руб., капитал – 111,1 млрд руб. Выручка за 2021 год составила 311,9 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Трансмашхолдинг» был впервые опубликован 10.02.2016. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.08.2021. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Трансмашхолдинг», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Трансмашхолдинг» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало АО «Трансмашхолдинг» дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"