«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Камчатского края на уровне ruА+
Москва, 5 сентября 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Камчатский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил 321,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2020 года на 4,5%. Прирост ВРП обеспечен в результате сохранения политики поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионе. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП на уровне 352,4 млрд рублей. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за первое полугодие 2022 года составил 238,5 млрд рублей, увеличившись на 37,2% к январю-июню отчетного года в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена ростом оборота организаций в таких отраслях как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» в 1,6 раза и «Торговля оптовая и розничная» на 26,0%. Индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 110,0%. За 7 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 85,8% к уровню января-июля 2021 года. Отрицательная динамика сложилась за счет снижения экономической активности во всех отраслях промышленности: добыча полезных ископаемых (-10,3%), обрабатывающая промышленность (-16,6%), деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-2,8%), а также осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-21,4%). Основными факторами снижения в секторе добычи полезных ископаемых стало уменьшение добычи нефти и газа (-22,9%) и металлических руд (-14,1%), в обрабатывающей промышленности отрицательная динамика обусловлена снижением производства пищевых продуктов (-17,0%), в том числе за счет снижения переработки и консервирования рыбы (-17,7%), прочих готовых изделий (-38,1%), производства металлургического (-67,9%), обработки древесины и производства из дерева и пробки, кроме мебели (-60,3%). По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 100,9%.
Показатели благосостояния края находились на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 1,0 млн рублей, коэффициент демографической нагрузки – 0,647, среднегодовой уровень безработицы – 3,5%. За апрель-июнь текущего года уровень безработицы составил 3,2%, что практически соответствовало уровню аналогичного периода 2021 года. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне 3,6%. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказали низкая численность населения и ее отрицательная динамика. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 312,7 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 2,0 тыс. человек. По данному показателю регион находится на 79 месте среди субъектов РФ. Отрицательно влияют на формирование народонаселения края – социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Кроме того, идет снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2021 году оставался на невысоком уровне и составил 48,9 млрд рублей, что на 14,3% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Отношение объема внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 14,0%, что оказало давление на рейтинговую оценку. На территории края действуют ТОР «Камчатка», СПВ, промпарки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает высокую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах бюджета по итогам 2021 года составила 59,8%. В связи с этим между Правительством края и Минфином России ежегодно заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. По итогам 2021 года доля ННД в составе доходов бюджета составила 29,5%, что на 2,0 п. п. выше уровня 2020 года. В отчетном году доходы регионального бюджета выросли на 9,0% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 3,0%, ННД – на 16,7%. Диверсификация налоговой базы края находилась на высоком уровне: на консолидированную группу налогоплательщиков приходилось 1,5% налоговых доходов в отчетном году. За 7 месяцев текущего года доходы краевого бюджета увеличились на 3,2%, в том числе ННД на 9,4%, межбюджетные трансферты на 3,6%. В структуре налоговых доходов по итогам 7 месяцев 2022 года наблюдался рост по всем бюджетообразующим налогам к аналогичному периоду отчетного года, наибольший рост продемонстрировали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+7,7%), акцизы (+36,5%) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+45,4%). Рост поступлений по НДФЛ обусловлен введением с 2021 года дополнительной налоговой ставки 15% в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, по акцизам – увеличением производства этилового спирта из пищевого сырья, винный спирт, виноградный спирт (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового), УСН – увеличением количества налогоплательщиков. По итогам 2022 года регион ожидает ННД в размере 30,0 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 1,4%.
Расходы региона за 2021 год выросли на 5,6% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 45,4 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 8,2%. Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась агентством на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году приросла на 2,1 п. п. и составила 9,7%. По итогам 7 месяцев текущего года расходы краевого бюджета выросли на 10,0% относительно аналогичного периода 2021 года. Социальные расходы составили 27,1 млрд рублей, что на 3,5% выше уровня января-июля 2021 года. Доля расходов социального блока в общих расходах бюджета снизилась на 2,9 п. п. и составила 46,0%. Снижение в основном обусловлено уменьшением расходов по здравоохранению (-20,5%). По итогам 2022 года регион планирует расходы в размере 104,8 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 5,4%. Наибольшую долю расходов предполагается направить на национальную экономику (28,2%), образование (16,4%) и социальную политику (15,8%).
По итогам 2021 года бюджет региона был исполнен с профицитом, который составил 0,8 млрд рублей или 2,8% ННД, тем самым оказав поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2022 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 2,9 млрд рублей или 9,7% ННД, который планируется покрыть за счет остатков средств на счетах и бюджетного инфраструктурного кредита.
Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. На 01.01.2022 отношение долга к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 22,3%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 6,6 млрд рублей. По итогам 2022 года ожидается рост долга региона до 7,1 млрд рублей в связи привлечением инфраструктурного бюджетного кредита, долговой нагрузки до 23,8%. Несмотря на рост долговой нагрузки, она будет находиться на комфортном уровне и не будет оказывать давление на рейтинговую оценку. Долговой портфель на начало года был сформирован из банковских кредитов, доля которых составляла 45,5%, бюджетных кредитов – 39,3% и облигационных займов – 15,2%. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов составит порядка 48,0%, доля банковских – 42,0%, облигаций – 10,0%. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. В связи с принятыми мерами поддержки региональных бюджетов со стороны федерального центра в ноябре текущего года край планирует получить бюджетный кредит на погашение коммерческого долга в размере 0,3 млрд рублей. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале 2022 года была погашена часть более дорогих банковских кредитов за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволило сэкономить на процентах. Эффективное управление долгом обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,7% ННД, что поддержало рейтинговую оценку. По итогам 2022 года данный показатель регионом ожидается на уровне 1,1% ННД. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 100,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 99,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.03.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 18.05.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, исполнительные органы государственной власти Камчатского края принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.