«Эксперт РА» пересмотрел кредитный рейтинг Краснодарского края и присвоил кредитный рейтинг на уровне ruАА+
Москва, 12 октября 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности Краснодарского края и присвоило кредитный рейтинг на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruАА- со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено применением обновленной методологии присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти РФ. Поддержку рейтингу оказывают высокие экономические и финансовые показатели, а также позитивная их динамика. Вместе с тем регион характеризуется низкой долговой нагрузкой, риски рефинансирования минимальны, что связано, в том числе и с удлинением долгового портфеля, за счет предоставления региону бюджетного кредита на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям.
Краснодарский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами которой являются: торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2021 год (далее – отчетный год) составил 3,2 трлн рублей, продемонстрировав рост на 8,7% в сопоставимых ценах к 2020 году. Позитивная динамика обусловлена динамичным развитием отраслей экономики. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства (индекс промышленного производства составил 112,6%), производства продукции сельского хозяйства (114,0%), оборота розничной торговли (118,8%). По итогам 2022 года регион ожидает ВРП на уровне 3,5 трлн рублей. За январь-август текущего года такие отрасли экономики региона как промышленное производство и розничная торговля показали снижение к аналогичному периоду прошлого года на 2,9% и 3,6% соответственно. При этом по итогам первого полугодия 2022 года в отрасли сельского хозяйства наблюдалась положительная динамика – индекс производства продукции сельского хозяйства составил 102,4% к соответствующему периоду предыдущего года. В соответствии с предварительным прогнозом социально-экономического развития края на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов по итогам 2022 года промышленное производство оценивается с ростом на 2,7% в сопоставимых ценах к 2021 году, а вот валовая продукция сельского хозяйства и оборот розничной торговли, по оценке региона, сократятся на 1,8% и 4,0% соответственно.
Поддержку рейтинговой оценке оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 565,4 тыс. рублей. За отчетный год уровень безработицы снизился на 0,7 п. п. и приблизился почти к доковидному значению – 5,0%. По итогам 2022 года ожидается безработица на уровне 4,6%. Численность населения оценивается на высоком уровне – по состоянию на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 5,7 млн человек и приросла на 0,7% за последние три года. Регион входит в топ-5 регионов по данному показателю. Край характеризуется высоким уровнем среднедушевых денежных доходов населения, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. По итогам отчетного года среднедушевые денежные доходы составили 41,9 тыс. рублей, что на 12,3% выше уровня предыдущего года, величина прожиточного минимума – 11,4 тыс. рублей при росте в 1,8%. Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в отчетном году составило 3,7, среднее отношение за три последних года – 3,5. По итогам текущего года прогнозируется рост доходов населения на 4,5% до 43,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,4 тыс. рублей, что на 17,2% выше уровня 2021 года.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2021 года в регионе прирос на 3,4% в сопоставимых ценах и составил 543,0 млрд рублей. Несмотря на рост инвестиций, отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 18,1%, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам текущего года регион ожидает объем инвестиций в основной капитал на уровне прошлого года в абсолютном выражении.
Бюджетная обеспеченность региона оценивается на высоком уровне – доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах края по итогам отчетного года составила 75,5%, что на 5,8 п. п. выше, чем в 2020 году. Рост доли обусловлен увеличением поступлений по ННД на 24,8% и снижением трансфертов из федерального бюджета на 7,0%. За 2021 год доходы регионального бюджета выросли на 11,7% по сравнению с 2020 годом. По итогам отчетного года произошли изменения в структуре налоговых доходов. Если ранее на первом месте был налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), то по итогам отчетного года на первое место вышел налог на прибыль, доля которого в структуре налоговых доходов составила 33,7%, НДФЛ – 27,5%, налога на имущество организаций – 14,0%. В отчетном году наблюдался рост как по налоговым (+24,0%), так и по неналоговым (в 1,5 раза) доходам. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,9% в налоговых доходах 2021 года, а на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 15,6% налоговых доходов. За прошедшие 8 месяцев текущего года доходы регионального бюджета выросли на 15,2%, в том числе поступления по ННД на 16,8%, трансфертам на 9,3%. В структуре налоговых доходов увеличение поступлений наблюдалось по всем бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по акцизам (+29,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+17,4%), НДФЛ (16,6%). Поступления по акцизам приросли за счет увеличения налоговых ставок в 2022 году, объемов реализации нефтепродуктов и крепкой алкогольной продукции; УСН – увеличения налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков; НДФЛ – роста среднемесячной заработной платы в организациях края. Увеличение трансфертов обеспечено ростом субсидий в 1,6 раза, дотаций на 8,4% при одновременном снижении поступлений по иным межбюджетным трансфертам на 35% и субвенциям на 6,9%. Наращение объема субсидий произошло за счет поступления средств на создание новых мест в общеобразовательных организациях, реализацию региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения, поддержку сельскохозяйственного производства, реализацию мероприятий по модернизации школьных систем, обеспечение условий софинансирования капитальных вложений в объекты государственной собственности. Сокращение объема иных межбюджетных трансфертов связано с эффектом «высокой базы» аналогичного периода 2021 года в связи с получением средств на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет на 4,2% выше уровня 2021 года.
Расходы региона в 2021 году выросли на 3,0% по отношению к 2020 году. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 234,9 млрд рублей, что выше 2020 года на 2,4%. Гибкость расходной части бюджета края оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 9,6%. За январь-август текущего года расходы краевого бюджета выросли на 14,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Расходы социального блока сложились в размере 161,4 млрд рублей, что на 13,5% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Удельный вес социальных расходов составил 71,5% или на 0,9 п. п. ниже, чем в январе-августе 2021 года, что связано с ростом расходов на общегосударственные вопросы в 2 раза и ЖКХ в 1,7 раза. По общегосударственным вопросам расходы увеличены в связи с увеличением трат на приобретение объектов недвижимости. По итогам текущего года регионом ожидается рост расходов регионального бюджета на 24,2%, в том числе капитальные затраты увеличатся в 2,4 раза в связи со строительством Таманского, Ейского и Троицкого групповых водопроводов за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, увеличением расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам, на осуществление капитального ремонта зданий и сооружений.
По итогам 2021 года краевой бюджет был исполнен с профицитом в размере 33,7 млрд рублей или 12,3% ННД. В 2022 году ожидается исполнение бюджета с дефицитом в размере 46,1 млрд рублей или 17,0% ННД. Без учета задействования остатков средств региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит составит 11,8% ННД, который будет покрыт за счет иных источников внутреннего финансирования дефицита.
Долговая нагрузка региона оценивается агентством позитивно – отношение долга на отчетную дату к ННД за 2021 год составило 36,3%. Объем обязательств на 01.01.2022 составил 99,5 млрд рублей, снизившись на 2,5%. По итогам 2022 года регионом ожидается рост долга до 112,6 млрд рублей, что связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Несмотря на рост долга долговая нагрузка прирастет всего на 2,7 п. п. (без учета бюджетного инфраструктурного кредита) и останется на комфортном уровне не оказывая давление на рейтинговую оценку. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован из бюджетных кредитов (70,9% долгового портфеля) и облигационный займов (29,1% портфеля). По итогам текущего года структура долгового портфеля изменится в сторону увеличения доли бюджетных кредитов – бюджетные кредиты будут составлять порядка 78%, облигационные займы – 22%. Обязательства края носят долгосрочный характер, что способствует сокращению рисков рефинансирования на горизонте следующих 12 месяцев. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 0,9%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Агентство позитивно оценивает наличие свободных остатков денежных средств на счетах.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 362,7 млрд рублей, объем расходов – 329,0 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.04.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Краснодарского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.