«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Тульской области на уровне ruА+
Москва, 20 октября 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Тульская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики диверсифицирована с упором на обрабатывающие производства, которые представлены металлургическим и машиностроительным секторами, химической и пищевой промышленностью.
Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 780,1 млрд рублей, что на 1,3% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. По итогам текущего года регион ожидает ВРП в размере 842,5 млрд рублей. Положительная динамика ВРП по итогам 2021 года была поддержана ростом промышленного производства (+7,9%), строительства (+10,0%) и розничной торговли (+7,1%). За январь-август 2022 года относительно аналогичного периода 2021 года индекс промышленного производства сформировался на уровне 101,1%. Рост промышленного производства обусловлен положительной динамикой производства в добыче полезных ископаемых (+12,2%), обрабатывающей промышленности (+1,4%), а также в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+0,3%). Увеличение производства в добыче полезных ископаемых поддержан ростом добычи гранул, крошки, гальки и гравия на 20,1%, известняка – в 1,6 раза, а также запуском инвестиционного проекта по переработке соли.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 541,4 тыс. рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказала отрицательная динамика численности населения. Численность населения региона сократилась за последние три года на 46,2 тыс. человек и составила 1 432,6 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Сокращение численности населения обусловлено естественной убылью населения вследствие высокого уровня смертности и снижения рождаемости. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,8, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 8,2% до 31,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 1,6% до 11,1 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 33,0 тыс. рублей, а величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 13,6 тыс. рублей, что более чем 20% выше уровня 2021 года. Росту доходов населения по итогам 2022 года способствует решение Президента РФ о повышении прожиточного минимума и МРОТ. Среднегодовой уровень безработицы в 2021 году составил 3,8%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. За июнь-август 2022 года безработица составила 3,7%. Несмотря на текущую ситуацию в экономике, вызванную санкционными ограничениями, по итогам 2022 года безработица ожидается на уровне 2021 года.
Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году вырос по сравнению с 2020 годом на 25,7% в сопоставимых ценах и составил 182,3 млрд рублей. Высокая положительная динамика обусловлена «низкой базой» 2020 года, восстановлением экономики, реализации крупных инвестиционных проектов в базовых для региона отраслях экономики. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 23,0%, что оказало умеренное влияние на рейтинговую оценку. В 1 полугодии 2022 года объем инвестиций в основной капитал составил 66,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах соответствует уровню аналогичного периода предыдущего года. По оценке региона, по итогам 2022 года объем инвестиций снизится к уровню 2021 года и составит менее 160 млрд рублей. Это связано с тем, что интенсивность реализации ряда крупных проектов во втором полугодии будет снижена по причине заложенности в технологические цепочки участие иностранных государств, что накладывает определенные ограничения на сроки реализации проектов.
По итогам 2021 года бюджетная автономия Тульской области продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 70,5%, что на 1,6 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 19,9% при увеличении объема межбюджетных трансфертов на 8,4% к предыдущему году. В структуре налоговых доходов наибольший рост наблюдался по налогу на прибыль организаций (+35,4%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+47,6%). Позитивная динамика межбюджетных трансфертов обусловлена повышением объема субсидий (+37,6%) и иных межбюджетных трансфертов (+8,5%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает сдерживающее влияния на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 11,3% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 33,5% налоговых доходов регионального бюджета. За восемь месяцев текущего года доходы региона приросли на 9,5%, в том числе ННД на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по всем бюджетообразующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+13,6%), НДФЛ (+13,9%), акцизам (+19,9%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+19,7%), налогу на имущество организаций (+17,9). Рост поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлен результатами финансово-хозяйственной деятельности ряда крупнейших предприятий химической промышленности, оборонно-промышленного комплекса, оптовой и розничной торговли, финансово-кредитного сектора экономики, металлургического производства и других отраслей. По акцизам – увеличением поступления акцизов на нефтепродукты (45,8 %), пиво (+3,4%) и крепкую алкогольную продукцию (+25,0%). По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – увеличением числа плательщиков налога и ростом налогооблагаемой базы. За восемь месяцев 2022 года наблюдалась отрицательная динамика относительно аналогичного периода 2021 года по межбюджетным трансфертам (-16,6%), что обусловлено сокращением объема дотаций (-62,9%) и субвенций (-44,7%) несмотря на рост субсидий (+28,3%) и иных межбюджетных трансфертов (+10,1%). Согласно предоставленным данным, по итогам 2022 года регионом ожидается снижение доходов на 1,8%, что обусловлено закладываемой отрицательной динамикой межбюджетных трансфертов (-21,8%) при росте ННД на 6,3%.
Расходы региона в 2021 году выросли на 9,9% по сравнению с 2020 годом. На финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт в течение отчетного года было направлено 75,6 млрд рублей или 71,6% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась умеренно позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 8,3%. За 8 месяцев 2022 года расходы бюджета выросли на 16,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 68,1 млрд рублей. Среди наиболее существенных направлений расходов наибольший рост наблюдался по расходам на национальную экономику (+38,6%) и образование (+13,3%). Согласно предоставленным данным, по итогам 2022 года ожидается рост расходов регионального бюджета на 13,3%, в том числе капительных затрат в 1,4 раза в связи увеличением расходов капитального характера на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство и другие направления.
В 2021 году региональный бюджет был исполнен с профицитом. В 2022 году исполнение регионального бюджета ожидается с дефицитом в размере 11,2 млрд рублей или 13,6% ННД. Без учета остатков средств на счетах региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 5,6 млрд рублей или 6,8% ННД, источниками финансирования которого будут являться коммерческие кредиты.
Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как низкий: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2022 составил 17,9 млрд рублей или 22,9% к ННД за предыдущие 12 месяцев. По итогам 2022 года ожидается рост долга в 1,6 раза, долговой нагрузки (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) до 31,4%, что выше уровня 2021 года на 8,5 п. п. Увеличение долга обусловлено привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, коммерческих кредитов на финансирование прогнозируемого дефицита бюджета, бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Несмотря на прогнозируемый рост объема долга, долговая нагрузка региона останется на комфортном уровне. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 61,0%, а остальной долг был представлен коммерческими кредитами – 16,8% и гарантийными обязательствами – 22,2%. По итогам 2022 года кардинальной трансформация структуры долгового портфеля не ожидается: доля бюджетных кредитов вырастит до 64,5%, коммерческих кредитов – до 21,4%, а доля гарантийных обязательств сократится до 14,1%. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,3% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Низкий уровень расходов на обслуживание долга региона обусловлен преобладанием бюджетных кредитов в долговом портфеле. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета Тульской области по итогам 2021 года составил 110,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 105,7 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.04.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.