«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Удмуртской Республики на уровне ruBBB-

Москва, 10 ноября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-, прогноз по рейтингу стабильный.

Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (24,2% в ВРП), обрабатывающие производства (19,1%). Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. В структуре обрабатывающих производств преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.

Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2021 года (далее – отчетный год) оценивается регионом на уровне в 790,7 млрд рублей, что на 6,7% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика обусловлена приростом производственных мощностей предприятий региона на фоне улучшения экономической ситуации. По итогам 2022 года ВРП ожидается на уровне 909,8 млрд рублей. Индекс промышленного производства по итогам отчетного года составил 108,2%. Положительная динамика была поддержана увеличением производства во все отраслях промышленности за исключением организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов деятельность по ликвидации загрязнений (-8,4%). За 9 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 105,5% к уровню января-сентября 2021 года, который был поддержан отраслями добычи полезных ископаемых (+5,2%) и обрабатывающего производства (+8,3%). Положительная динамика в обрабатывающей промышленности обусловлена увеличением производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производства металлургического, производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, а также пищевых продуктов. По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 100,9%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 531,0 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 17,6% в действующих ценах. Прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения составила 1,5 млн человек и за последние три года сократилась на 1,5%, что оказало давление на рейтинговую оценку. Основной причиной снижения численности является естественная убыль населения. Также давление на рейтинговую оценку оказало умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 2,6. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году сложились в размере 27,5 тыс. рублей увеличившись на 8,1% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума –10,5 тыс. рублей при росте в 2,3%. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 30,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 12,4 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года оценивается положительно. В отчетном году показатель снизился на 1,8 п. п. по сравнению с 2020 годом и составил 4,5%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. За июнь-август текущего года данный показатель сложился на уровне 2,4%, что ниже уровня аналогичного периода 2021 года на 1,9 п. п. Учитывая текущие санкционные ограничения, возможно сокращение рабочих мест на предприятиях республики в связи чем, по итогам 2022 года, регионом ожидается безработица на уровне 5,8%.

Объем инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 117,2 млрд рублей, что на 7,6% ниже, чем в 2020 году в сопоставимых ценах в связи с проведенным Удмуртстатом досчетом инвестиций за 2020 год, не наблюдаемых прямыми статистическими методами. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 15,7%, что отрицательно сказалось на рейтинговой оценке. В первом полугодии текущего года наблюдалась положительная динамика по привлечению инвестиций в экономику региона. Инвестиции в основной капитал составили 53,2 млрд рублей, что выше уровня аналогичного периода отчетного года на 10,0% в сопоставимых ценах. Основная часть объема инвестиций была направлена на развитие таких отраслей как добыча полезных ископаемых – 32,6 % и обрабатывающие производства – 23,8 %, а также на развитие сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства – 11,1%. По итогам текущего года объем инвестиций ожидается на уровне 131,2 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 12,0% в действующих ценах.

Агентство отмечает умеренную зависимость республиканского бюджета от трансфертов по итогам 2021 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 64,4%, что на 6,5 п. п. выше уровня 2020 года. В отчетном году доходы региона выросли на 21,2% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД приросли на 34,7%, трансферты – на 1,4%. Рост ННД обусловлен увеличением как налоговых (+35,3%), так и неналоговых (+17,9%) доходов. Диверсификация налоговой базы региона в 2021 году находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 9,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 65,2% налоговых доходов бюджета региона. За 9 месяцев текущего года ННД увеличились на 2,2% к аналогичному периоду 2021 года и были поддержаны ростом налоговых доходов (+2,2%). В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по налогу на доходы физических лиц (+11,8%), акцизам (+23,0%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в 1,4 раза) и налогу на имущество организаций (+19,6%). При этом по налогу на прибыль организаций наблюдалась отрицательная динамика (-22,0% к январю-сентябрю 2021 года), что обусловлено снижением поступлений по налогу от организаций за исключением консолидированных групп налогоплательщиков (-32,1%). По итогам текущего года ННД ожидаются в размере 67,2 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 1,0%, межбюджетные трансферты ожидаются на уровне 33,7 млрд рублей со снижением к 2021 году на 5,6%.

Расходы региона в 2021 году приросли на 7,6% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ и межбюджетных трансфертов в течение отчетного года было направлено 83,3 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 9,4%. Гибкость расходной части бюджета республики оценивалась агентством на умеренном уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 6,4%. За 9 месяцев 2022 года расходы бюджета увеличились на 3,6% относительно аналогичного периода 2021 года, социальные расходы – на 4,4% и составили 56,9 млрд рублей. Наибольшее увеличение расходов наблюдалось по ЖКХ (в 1,7 раза), образованию (+7,7%) и социальной политике (+6,1%). По итогам 2022 года регион ожидает объем расходов на уровне 102,9 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 4,5%, при этом капитальные расходы увеличатся в 1,6 раза, что обусловлено ростом расходов на строительство школ, объектов здравоохранения, культуры и спорта, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и в связи заключением государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

По итогам 2021 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом, который составил 6,5% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись средства от продажи акций и остатки на счете бюджета. В текущем году исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 0,3 млрд рублей или 0,4% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться остатки денежных средств на счетах бюджета.

Несмотря на снижение долговой нагрузки в отчетном году на 35,3 п. п., она осталась на высоком уровне – 94,7%, тем самым оказала давление на рейтинговую оценку. Снижение долговой нагрузки обусловлено уменьшением объема долга на 1,1 млрд рублей к уровню 2020 года, а также значительным увеличением ННД. По итогам 2022 года ожидается прирост объёма заимствований до 68,8 млрд рублей, долговой нагрузки – до 102,3%. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Долговой портфель на 01.01.2022 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла порядка 84,0%, банковские кредиты и облигационные займы формировали почти по 8,0% от совокупного долга. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов увеличится и составит более 92,0%, облигационные займы будут формировать более 7,0% от объема долгового портфеля. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2022 составляет 4,0% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 1,7%. Для регионального бюджета в 2021 году была характерна умеренная стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД составило 2,6%, что на 1,8 п. п. ниже уровня 2020 года, в связи с уменьшением доли банковских кредитов в портфеле долга. По итогам 2022 года данный показатель снизится до 1,8%, что обусловлено увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2021 года составил 103,3 млрд рублей, объем расходов – 107,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.05.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"