«Эксперт РА» пересмотрел кредитный рейтинг Ставропольского края и присвоил кредитный рейтинг на уровне ruА+
Москва, 11 ноября 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности Ставропольского края и присвоило кредитный рейтинг на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruА со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено применением обновленной методологии присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти РФ. Поддержку рейтингу оказывают умеренно высокие экономические и финансовые показатели, а также позитивная их динамика. Регион характеризуется низкой долговой нагрузкой, а также минимальными рисками рефинансирования и низкими расходами на обслуживание долга в результате преобладания в его структуре бюджетных кредитов.
Ставропольский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ведущими отраслями являются торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством электрооборудования, мебели, стекла, обуви, швейных и текстильных изделий.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 968,6 млрд рублей, что на 4,0% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. По итогам текущего года регион ожидает ВРП в размере 923,9 млрд рублей. Увеличение объема ВРП по итогам 2021 года было поддержано ростом промышленного производства (+14,5%), оборота розничной торговли (+5,9%) и продукции сельского хозяйства (+31,7%). За январь-август 2022 года относительно аналогичного периода 2021 года индекс промышленного производства сформировался на уровне 98,7%. Снижение промышленного производства обусловлено негативной динамикой производства в добыче полезных ископаемых (-3,3%), обрабатывающей промышленности (-1,6%), а также в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (-1,3%). Согласно прогнозу социально-экономического развития региона на 2023 год и на период до 2025 года, по итогам 2022 год индекс промышленного производства составит 100,1%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 347,6 тыс. рублей, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Сдерживающее влияние также оказала отрицательная динамика численности населения, которая, в основном из-за естественной убыли, сократилась за последние три года на 15,0 тыс. человек и составила 2,8 млн человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,6, что оказало умеренно негативное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 8,0% до 26,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 2,8% до 10,1 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 28,7 тыс. рублей, а величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 12,5 тыс. рублей, что более чем на 24% выше уровня 2021 года. Росту доходов населения по итогам 2022 года способствует решение Президента РФ о повышении прожиточного минимума и МРОТ. Среднегодовой уровень безработицы в 2021 году составил 5,2%, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. За июнь-август 2022 года безработица составила 4,1%. По итогам 2022 года безработица ожидается на уровне 5,0%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году вырос по сравнению с 2020 годом на 2,8% в сопоставимых ценах и составил 254,2 млрд рублей. Благодаря росту экономической активности отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года выросло до 25,7%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. В 1 полугодии 2022 года объем инвестиций в основной капитал составил 97,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,3% ниже уровня аналогичного периода предыдущего года. Согласно данным прогноза социально-экономического развития региона на 2023 год и на период до 2025 года, по итогам 2022 года объем инвестиций в основной капитал составит 282,9 млрд рублей.
Регион характеризуется умеренно низким уровнем бюджетной автономии: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 53,8%, что на 6,3 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 29,3% при увеличении объема межбюджетных трансфертов лишь на 0,1% к предыдущему году. По итогам 2022 года ожидается рост доли ННД в доходах регионального бюджета до 54,4%. В структуре налоговых доходов наибольший рост наблюдался по налогу на прибыль организаций (+77,2%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,8%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияния на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 4,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 22,8% налоговых доходов регионального бюджета. За девять месяцев текущего года доходы региона приросли на 19,2%, в том числе ННД на 31,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по всем бюджетообразующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+47,9%), НДФЛ (+13,3%), акцизам (+22,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+34,6%), налогу на имущество организаций (+8,9). По межбюджетным трансфертам также наблюдалась положительная динамика (+4,4%), что обусловлено ростом объема дотаций (+4,1%) и субсидий (+22,2%) несмотря на снижение субвенций (-23,0%) и иных межбюджетных трансфертов (-21,5%). Согласно предоставленным данным, по итогам 2022 года регионом ожидается незначительный рост доходов, всего на 0,4%, в том числе по ННД на 1,5%.
Расходы региона в 2021 году выросли на 4,7% по сравнению с 2020 годом. На финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт в течение отчетного года было направлено 100,5 млрд рублей или 68,4% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась умеренно позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 7,7%. За девять месяцев 2022 года расходы бюджета выросли на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 112,4 млрд рублей. Среди наиболее существенных направлений расходов наибольший рост наблюдался по расходам на общегосударственные вопросы (+65,9%), образование (+24,2%) и здравоохранение (+15,9%), при это по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство сократились более чем на 18%. Существенный рост расходов на общегосударственные вопросы связан с увеличением специальных расходов, обусловленных экономической и геополитической ситуацией, а сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено уменьшением расходов на: возмещение части затрат, связанных с проведением капитального ремонта объектов централизованных систем теплоснабжения и водоснабжения, предоставление субсидии организациям, осуществляющим теплоснабжение, а также создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно предоставленным данным, по итогам 2022 года ожидается рост расходов регионального бюджета на 18,8%, в том числе капительных затрат в 1,9 раза. Увеличение капитальных затрат обусловлено необходимостью завершения строительства (реконструкции) объектов, начатых в 2019–2020 годах, в том числе, в рамках реализации национальных проектов, а также повышением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы.
В 2021 году региональный бюджет был исполнен с профицитом. В 2022 году исполнение регионального бюджета ожидается с дефицитом в размере 14,2 млрд рублей или 16,3% ННД, который будет покрыт в основном остатками средств на счетах.
Регион характеризуется эффективным управлением долга и его структуры. Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как низкий: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2022 составил 28,9 млрд рублей или 33,6% к ННД за предыдущие 12 месяцев. По итогам 2022 года ожидается рост долга на 3,1% в связи с привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона, однако долговая нагрузка по-прежнему останется на низком уровне и составит 34,2%. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 66,0%, а остальной долг был представлен облигационными займами – 32,5% и гарантийными обязательствами – 1,5%. По итогам 2022 года кардинальной трансформации структуры долгового портфеля не ожидается: доля бюджетных кредитов вырастит до 71,4%, а доля облигационных займов и гарантийных обязательств сократится до 27,5% и 1,1% соответственно. Отсутствие коротких банковских кредитов создает минимальные риски рефинансирования, а преобладание в долговом портфеле бюджетных кредитов обеспечивает низкие расходы на обслуживание регионального долга, которые в 2021 году составили 0,9% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета Ставропольского края по итогам 2021 года составил 159,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 146,9 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.05.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.