«Эксперт РА» пересмотрел кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар и присвоил кредитный рейтинг на уровне ruА+

Москва, 16 ноября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности муниципального образования город Краснодар и присвоило кредитный рейтинг на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у муниципалитета действовал кредитный рейтинг на уровне ruА со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено применением обновленной методологии присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти РФ. Поддержку рейтингу оказывают умеренно высокие экономические и финансовые показатели, а также позитивная их динамика. Город характеризуется низкой долговой нагрузкой, минимальными рисками рефинансирования и низкими расходами на обслуживание долга в результате преобладания в его структуре бюджетных кредитов.

Краснодар (далее – город, муниципалитет) является административным и экономическим центром Краснодарского края. На долю города приходится более 45% ВРП региона, треть промышленных предприятий, 70% производства и распределения энергии, около 45% оборота розничной торговли. Экономика муниципалитета концентрирована, в структуре базовых отраслей наибольший удельный вес занимают торговля (56,8%) и промышленность (21,4%). В Краснодаре располагается штаб-квартира АО «Тандер», представляющая одну из ведущих розничных сетей в стране «Магнит». Как крупнейший налогоплательщик, «Магнит» является градообразующим предприятием, которое вносит весомый вклад в развитие и благоустройство города. Также в городе развиты пищевая и перерабатывающая промышленность, в том числе выпуск продуктов и табачных изделий, производство транспортных средств и оборудования, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, резиновых и пластмассовых изделий, полиграфия и химическое производство. Основные направления производства: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Муниципалитет характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности, по оценке города, по результатам 2021 года (далее – отчетный год) составил 1,2 трлн рублей, продемонстрировав прирост к уровню 2020 года на 18,7% в действующих ценах. Также по итогам отчетного года наблюдался прирост по обороту розничной торговли по крупным и средним предприятиям на 34,3% в сопоставимых ценах и в абсолютном выражении составил 356,4 млрд рублей. По итогам 2022 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности ожидается на уровне 1,3 трлн рублей. Для города характерна высокая численность населения, которая на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 1,2 млн человек и за последние три года увеличилась на 19,5%, что в основном обусловлено миграционным притоком. Уровень регистрируемой безработицы в отчетном году снизился и по состоянию на 01.01.2022 составил 0,6% от численности трудоспособного населения. По итогам 2022 года показатель ожидается на уровне 0,5%.

Объем инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 148,9 млрд рублей, что на 12,0% выше, чем в 2020 году в сопоставимых ценах. Несмотря на рост экономической активности отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года оставалось на низком уровне и составило 11,5%, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам 1 полугодия 2022 года объём инвестиций в основной капитал по средним и крупным предприятиям составил 49,6 млрд рублей, или 120,4% к соответствующему периоду прошлого года. Наибольший рост объема вложений произошел по таким подотраслям как: производство кокса и нефтепродуктов (в 10,0 раз), машин и оборудования, не включенных в другие группировки (в 2,3 раза), прочей неметаллической минеральной продукции (в 9,0 раз), компьютеров, электронных и оптических изделий (+44,0%), напитков (в 6,0 раз), кожи и изделий из кожи (в 8,0 раз).По итогам текущего года объем инвестиций ожидается на уровне 166,5 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 0,3% в сопоставимых ценах.

Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказала умерено низкая доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов города: за 2021 год их доля приросла на 6,2 п. п. и составила 52,2%. За отчетный год доходы городского бюджета выросли на 13,8% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты на 0,5%, ННД – на 29,0%. В структуре ННД бюджета Краснодара основные поступления сформированы за счет налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее – УСН) и налога на имущество физических лиц. По всем бюджетообразующим налогам в отчетном году наблюдалась положительная динамика. Муниципалитет характеризуется отсутствием зависимости от одного налогоплательщика: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,1% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков в 2021 году приходилось 9,7% налоговых доходов, что оказало поддержку рейтинговой оценке. За 9 месяцев текущего года в бюджет города поступило 16,8 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, с приростом к уровню аналогичного периода прошлого года на 12,6%. Рост был обеспечен увеличением поступлений по НДФЛ (+16,6%), налогу на имущество физических лиц (в 1,8 раза) и УСН (+26,2%), при этом поступления по земельному налогу снизились на 6,0%. Межбюджетные трансферты за 9 месяцев текущего года увеличились на 13,4%, что обусловлено предоставлением из краевого бюджета дополнительных межбюджетных трансфертов, в том числе дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования, субвенций на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. При этом иные межбюджетные трансферты сократились на 2,1 млрд рублей, что связано с изменением формы предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций и на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По итогам текущего года муниципалитет ожидает ННД в размере 23,2 млрд рублей, что на 2,1% выше результатов отчетного года, межбюджетные трансферты ожидаются на уровне 25,1 млрд рублей с ростом к 2021 году на 21,1%.

Расходы города в 2021 году выросли на 14,8% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 27,1 млрд рублей, что формировало 63,1% всех расходов. Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 16,2% за отчетный год. За 9 месяцев текущего года расходы городского бюджета увеличились на 16,0% к аналогичному периоду прошлого года, социальные расходы – на 36,2% и составили 23,9 млрд рублей. Наибольшее увеличение расходов наблюдалось по образованию (в 1,4 раза) в связи с созданием и оснащением дополнительных мест в образовательных организациях, а также содержанием действующей сети, в том числе на обеспечение горячего питания в общеобразовательных организациях; социальной политике (+12,4%), что обусловлено увеличением контингента получателей выплат и ростом размера выплат на пенсионное и социальное обеспечение, а также ежегодной индексацией выплат на предоставление ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и вознаграждений, причитающихся патронатным воспитателям. По итогам текущего года объем расходов ожидается в размере 51,0 млрд рублей, что на 18,8% выше результатов отчетного года, капитальные расходы ожидаются с ростом в 1,7 раза, что обусловлено увеличением предоставляемых субсидий в части реализации на территории города национальных проектов и государственных программ Краснодарского края.

Бюджет города последние три года исполнялся с профицитом, по итогам 2021 года профицит бюджета составил 0,5 млрд рублей или 2,2% ННД. По итогам текущего года исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 2,7 млрд рублей или 11,7% ННД. Дефицит бюджета будет носить технический характер, т. к. будет покрыт за счет остатков денежных средств на счетах.

Долговая нагрузка по итогам 2021 года сложилась на низком уровне, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 28,0%, что на 20,7 п. п. ниже, чем на 01.01.2021. Снижение долговой нагрузки обусловлено уменьшением объема долга на 2,2 млрд рублей к уровню 2020 года, а также увеличением ННД. В результате погашения банковских кредитов объем долга на 01.01.2023 прогнозируется на уровне 4,1 млрд рублей, долговая нагрузка составит 17,7%. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован из банковских кредитов, доля которых составляла 39,2%, бюджетные кредиты формировали 35,6% всех обязательств, облигационные займы – 25,2%. По итогам 2022 года структура долговых обязательств изменится: бюджетные кредиты выйдут на первое место и будут формировать почти 61% всех обязательств, на долю облигационных займов будет приходиться чуть более 39%. Сокращение долговых обязательств в отчетном году способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 0,3 п. п. по сравнению с 2020 годом и составило 1,2%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2022 года данный показатель ожидается на уровне 0,6% в связи с сокращением коммерческого долга в долговом портфеле. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 43,5 млрд рублей, объем расходов бюджета – 43,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар был впервые опубликован 23.12.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.05.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Краснодара принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало муниципальному образованию г. Краснодар дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Последние обновления

Все компании
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
МП БАНК (ООО)
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"