«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Globaltrans Investment Plc на уровне ruАA+

Москва, 14 декабря 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Globaltrans Investment Plc на уровне ruАA+. Прогноз по рейтингу стабильный.

Globaltrans Investment Plc (далее – Globaltrans, компания, группа) – головная компания группы Globaltrans, являющаяся одной из ведущих групп, работающих на рынке грузовых железнодорожных перевозок на территории РФ, стран СНГ и Балтии. По состоянию на 30.06.2022 парк подвижного состава компании (с учетом арендованного парка) включал более 67 тыс. единиц техники и был представлен преимущественно полувагонами для перевозки насыпных грузов (68% парка) и цистернами для нефтепродуктов и нефти (30%).

Агентство продолжает оценивать устойчивость к внешним шокам отрасли присутствия как умеренную ввиду зависимости от текущего состояния и конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, на которых работают клиенты Globaltrans – крупнейшие российские сырьевые экспортеры. Дополнительную устойчивость компании дает диверсифицированная база перевозимых грузов, сетевые масштабы компании, что сглаживает зависимость от конъюнктуры в отдельных отраслях. При этом наличие долгосрочных контрактов обеспечивает устойчивость операционных денежных потоков даже при негативных рыночных условиях. Барьеры для входа в отрасль оцениваются как умеренно высокие, учитывая значительные масштабы бизнеса группы и необходимости наличия существенного размера компетенций.

Бизнес-профиль группы характеризуется высокими рыночными и конкурентными позициями. Globaltrans остается одним из лидеров на рынке частных железнодорожных перевозок в РФ, занимая долю рынка около 7%, при этом компания сохраняет уверенное присутствие в приоритетных промышленных сегментах — в металлургических грузах (17%), нефтепродуктах и нефти (9%) по данным за 2021 год. За 6 месяцев 2022 года грузооборот группы (без учета привлеченного парка) незначительно снизился на 3% до 68.3 млрд т-км по сравнению с 1 пг. 2021, объем погрузки составил 38.6 млн тонн грузов. Состав грузовой базы сохраняется с преимуществом металлургических грузов (44% грузооборота за 1пг. 2022), угля (29%) и нефтепродуктами и нефтью (14%).

Клиентская база компании обладает небольшой концентрацией, по итогам 2021 года в структуре чистой выручки Топ-5 постоянных клиентов Globaltrans из нефтегазовой и металлургической отраслей с кредитным рейтингом не ниже ruA по-прежнему формируют около 60% дохода, а контрактная база характеризуется как стабильная и долгосрочная, со сроками контрактов до 5 лет.

Специфика расположения клиентских добывающих и перерабатывающих комплексов и значительный опыт диспетчеризации большого парка позволяет компании более гибко управлять логистикой полувагонов, организуя более сложные кольцевые маршруты, что положительно отражается на операционных характеристиках компании – коэффициент порожнего пробега полувагонов, рассчитанный как отношение порожнего к общему пробегу, составил 42% за 1 пг. 2022, что по-прежнему является одним из самых низких показателей в секторе. Агентство отмечает дополнительное конкурентное преимущество Globaltrans в наличии собственного парка магистральных локомотивов (71 единица), обслуживающих перевозки нефтепродуктов и нефти и позволяющих компании улучшать оборачиваемость парка. Агентство оценивает износ фонда основных средств как умеренный – на 30.06.2022 (далее – отчетная дата) средний возраст полувагонов составил 13.4 года, цистерн – 17.1 лет, при этом срок эксплуатации полувагонов составляет 22 года, цистерн - 32 года.

Период 30.06.2021-30.06.2022 (далее – отчетный период) ознаменовался периодом значительного восстановления ставок на предоставление полувагонов, несмотря на некоторое ухудшение ставок во 2 кв. 2022. Продолжающаяся переориентация основных товарных потоков на Дальний Восток России привела к увеличению доли маршрутов дальнего следования, что оказало поддерживающий эффект на общий грузооборот железнодорожного транспорта и на спрос на железнодорожные вагоны. В результате этого за период с января по ноябрь 2022 года общий грузооборот в целом по стране незначительно снизился на 0.2% в годовом выражении, однако общий объем перевозимых грузов сократился на 3.6%. В отчетном периоде конъюнктура рынка в сегменте цистерн оставалась благоприятной для рынка железнодорожных перевозчиков, как в части ставок, так и объемов. В результате положительных ценовых факторов выручка Globaltrans за отчетный период увеличилась до 89.5 млрд руб. по сравнению с 65 млрд руб. годом ранее, а показатель EBITDA LTM вырос с 21.7 млрд руб. до 42.9 млрд руб. за аналогичный период. За отчетный период показатель EBITDA LTM margin улучшился на 13 п.п. до 56% за счет более медленного темпа роста расходов по сравнению с темпом роста выручки (в расчетах рентабельности выручка корректируется на величину груженого инфраструктурного железнодорожного тарифа РЖД, оплачиваемого клиентами через компанию, и услуги соисполнителей, перевыставляемых конечным клиентам). При этом бизнес-модель Globaltrans предусматривает управление доходностью компании за счет оптимизации величины порожнего пробега с учетом действующих ставок на аренду подвижного состава. Агентство ожидает, что на горизонте следующих 2 лет от отчетной даты в среднем показатель EBITDA LTM margin будет составлять 52% вследствие коррекции ставок при сохранении грузооборота компании.

Компания поддерживает размер долга на низком уровне, что оценивается агентством позитивно. На отчетную дату отношение долга к EBITDA LTM по расчетам агентства снизилось до 0.7х с 1.6х годом ранее, при этом процентная нагрузка в терминах отношения EBITDA к процентам к уплате за отчетный период улучшилась до 15х с 9x за аналогичный период, главным образом, из-за роста EBITDA. Агентство ожидает, что на горизонте следующих 2 лет от отчетной даты показатель процентной нагрузки улучшится до 20х вследствие дальнейшего роста EBITDA.

Группа характеризуется высоким уровнем прогнозной ликвидности: растущие инвестиционные затраты вследствие расширения парка подвижного состава, процентные платежи, предстоящие погашения долга покрываются сильным операционным потоком и доступными денежными средствами. В 2022 году компания приостановила выплату дивидендов за 2 пг. 2021 и 1 пг. 2022 в связи с техническими ограничениями, касающимися перевода денежных средств в холдинговую компанию, зарегистрированную на Кипре. Агентство ожидает, что, в случае ослабления ограничений, компания сможет возобновить выплаты дивидендов принимая во внимание последовательную реализацию финансовой и дивидендных политик и взаимосвязь возможных средств к распределению с рыночными условиями заимствований. Для компании также характерна высокая качественная оценка ликвидности ввиду отсутствия зависимости от крупнейших кредиторов, пиковых погашений долга, наличия значительного размера невыбранных кредитных линий, сопоставимых с долгом Globaltrans, а также широких возможностей по привлечению средств на публичном долговом рынке. Компания по-прежнему не подвержена валютным рискам ввиду отсутствия валютного долга и валютных операций. Агентство также положительно отмечает, что долговой портфель Globaltrans включает в себя заимствования с фиксированной процентной ставкой, поэтому на компанию не повлияла волатильность процентных ставок вследствие роста ключевой ставки ЦБ РФ в 1 пг. 2022. 

Блок корпоративных рисков оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. В группе действует Совет Директоров, при котором работают четыре профильных комитета. Агентство отмечает, что в Совете Директоров присутствуют независимые директора, что обеспечивает эффективность работы. Система риск-менеджмента оценивается позитивно. Стратегическое планирование и информационная прозрачность, по-прежнему оцениваются агентством на высоком уровне.

По данным консолидированной отчетности Globaltrans Investment Plc по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2022 составили 100.6 млрд руб., капитал – 55.1 млрд руб. Выручка по итогам 1 пг. 2022 составила 48.4 млрд руб., чистая прибыль – 12.3 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Globaltrans Investment Plc был впервые опубликован 26.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Globaltrans Investment Plc, АО «Новая перевозочная компания» а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Globaltrans Investment Plc принимало участие в присвоении рейтинга, лица, осуществляющие над ним контроль или оказывающие на него значительное влияние, не принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Globaltrans Investment Plc дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
МП БАНК (ООО)
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"