«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Адыгея на уровне ruBBB
Москва, 29 декабря 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Адыгея (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ключевые направления – это деятельность по операциям с недвижимым имуществом (16,6% от ВРП по итогам 2020 года), сельское и лесное хозяйство (14,5%), а также оптовая и розничная торговля (12,9%) и обрабатывающие производства (12,4%). Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленного производства региона. Помимо этого, регион богат значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов: нерудные полезные ископаемые, гравийно-песчаная смесь, известняк, природный песок.
Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 159,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 4,0% выше уровня 2020 года. Росту ВРП по итогам отчетного года способствовала положительная динамика промышленного производства (+11,1%), строительства (+14,3%) и розничной торговли (+21,2%). По итогам текущего года показатель ВРП ожидается в размере 175,7 млрд рублей. За 10 месяцев текущего года наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 111,5%. Основной вклад в рост промышленного производства внесли обрабатывающие производства (+14,3%). В структуре обрабатывающей промышленности наиболее позитивная динамика наблюдалась в производстве пищевых продуктов (+13,8%), напитков (+29,7%), одежды (+40,6%), мебели (+34,5%), компьютеров, электронных и оптических изделий (+54,7%), а также в обработке древесины (+46,9%). По итогам 2022 года с учетом получения государственной поддержки промышленных предприятий регионом ожидается индекс промышленного производства на уровне 112,4%.
Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает незначительный объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 342,1 тыс. рублей. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает рост численности населения: за последние три года численность населения увеличилась на 13,6 тыс. человек и составила 468,3 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Увеличение численности населения в регионе в последние годы формируется за счет миграционного притока, при этом для региона характерна естественная убыль населения (коэффициент естественной убыли составил 8,0 по итогам 2021 года). Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,3, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 14,0% до 34,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 0,6% до 9,8 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 37,1 тыс. рублей, а ВПМ установлена на 2022 год в размере 12,0 тыс. рублей. На фоне послекризисного восстановления экономики региона в 2021 году наблюдалось снижение безработицы на 0,2 п. п. до уровня 8,3%, однако это по-прежнему является высоким значением и отрицательно сказывается на рейтинговой оценке. В среднем за август-октябрь 2022 года безработица установилась на уровне 6,3%, однако регионом ожидается, что по итогам года ее уровень составит 8,2%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2021 года, по данным региона, составил 33,5 млрд рублей, что на 28,1% ниже уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Снижение инвестиций произошло на фоне высокой инвестиционной активности в 2018–2020 годах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 27,9%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Благодаря усилиям бизнеса и поддержке государства, инвестиционные проекты продолжают развиваться в текущих условиях: за январь-сентябрь 2022 года инвестиции приросли на 21,9% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2021 года. По итогам 2022 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 37,6 млрд рублей.
По итогам 2021 года бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 39,5%, что на 4,5 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 27,7% при росте межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 5,1%. Положительная динамика в структуре ННД сложилась как по налоговым, так и по неналоговым доходам. В структуре налоговых доходов наблюдался рост по всем основным бюджетообразующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+80,7%), акцизам (+1,7%) и НДФЛ (+10,6%). Увеличение объема межбюджетных трансфертов в отчетном году было связано с ростом поступлений по иным межбюджетным трансфертам (+60,5% к уровню 2020 года) при параллельном снижении объема по субвенциям (-19,9%), субсидиям (-10,8%) и дотациям (-3,7%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку в связи с высокой зависимостью от финансового состояния крупнейшего налогоплательщика: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 24,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 39,1% налоговых доходов регионального бюджета. За 10 месяцев текущего года доходы региона приросли на 15,4%, в том числе ННД на 25,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по налогу на прибыль организаций (+32,6%), НДФЛ (+14,4%), акцизам (+22,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+30,8%), при этом налог на имущество организаций снизился (-5,9%). Рост по налогу на прибыль организаций связан с увеличением платежей от участников консолидированной группы налогоплательщиков, а также увеличением платежей отдельных налогоплательщиков в связи с ростом их доходности и поступлением платежей от нового налогоплательщика. Поступления по НДФЛ увеличились в основном в связи с ростом МРОТ с 1 января текущего года на 19,4%. По УСН рост поступлений обусловлен оплатой налога новыми плательщиками и ростом доходности налогоплательщиков в целом. Снижение налога на имущество организаций связано с использованием переплаты отдельным налогоплательщиком. По межбюджетным трансфертам наблюдалась также позитивная динамика относительно аналогичного периода 2021 года (+8,0%), что обусловлено ростом субсидий (+35,5%). По данным региона, по итогам 2022 года регионом ожидается рост доходов на 7,4%.
Расходы региона в 2021 году увеличились на 4,7% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 18,3 млрд рублей или 54,6% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оказала позитивное влияние на рейтинговую оценку: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 22,6%. За 10 месяцев 2022 года расходы бюджета выросли на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Среди наиболее существенных направлений расходов наибольший рост наблюдался по расходам на ЖКХ (+85,7%) и образование (+28,2%). Рост расходов на ЖКХ связан с увеличением в 2022 году средств, направляемых на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов из республиканского бюджета, а также с реализацией инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Положительная динамика расходов на образование обусловлена началом строительства в 2022 году трех новых школ в Тахтамукайском районе республики. Согласно данным региона, по итогам 2022 года ожидается рост расходов регионального бюджета на 17,5%.
По данным отчета об исполнении бюджета, по итогам 2021 года бюджет региона исполнен с профицитом. По предоставленным данным, исполнение бюджета в 2022 году планируется с дефицитом в размере 1,3 млрд рублей или 7,7% от налоговых и неналоговых доходов. За вычетом остатков средств на счетах региона, которые планируется направить на погашение дефицита, и бюджетного инфраструктурного кредита исполнение бюджета будет бездефицитным.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 3,0 млрд рублей, что на 27,5% ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 16,2 п. п. и составила 21,3%. Снижение долговой нагрузки связано с погашением части долга по бюджетным и коммерческим кредитам на фоне отмеченного роста ННД. По итогам 2022 года ожидается, что долг вырастит на 25,7% в результате привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов и бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Долговая нагрузка (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) снизится на 0,7 п. п. и составит 20,6%. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 75,0%, а остальной долг был представлен коммерческими кредитами с долей 25,0%. По итогам 2022 года доля бюджетных кредитов вырастет до 80,1%, а доля коммерческих кредитов снизится до 19,9%. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,7% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств на счетах и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 35,4 млрд рублей, объем расходов – 33,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.07.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.