«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг города Красноярска на уровне ruА и изменил прогноз на позитивный
Москва, 20 января 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА и изменило прогноз на позитивный. Ранее у муниципалитета действовал кредитный рейтинг на уровне ruА со стабильным прогнозом.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу на позитивный обусловлено ожиданиями агентства по дальнейшему улучшению ряда экономических и финансовых показателей муниципалитета. Кроме того, в последние годы в городе наблюдается тенденция снижения долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга.
Красноярск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».
Город характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров и выполненных работ за 10 месяцев 2022 года сложился на уровне 691,6 млрд рублей, что составляет 99,5% от уровня аналогичного периода 2021 года. Увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами наблюдалось в таких отраслях экономики, как строительство (+53,2%), деятельность профессиональная, научная и техническая (+45,6%), добыча полезных ископаемых (+41,8%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство (+32,8%), торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (+27,7%) и т. д. В структуре совокупных отгруженных товаров и услуг в 2022 году металлургическое производство формировало более 30%. Представленная умеренная концентрация повышает подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Для города характерна высокая численность населения, которая за последние 3 года увеличилась на 0,7% и на 01.01.2023, по оценке города, составит 1,1 млн человек, средняя заработная плата по крупным и средним организациям за 2022 год, по предварительным данным, составит 73,2 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году, по предварительным данным, сохранится на уровне 2021 года и составит 0,5%, что положительно отразилось на рейтинговой оценке.
Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год, по предварительным данным муниципалитета, составит 102,6 млрд рублей, что на 0,9% выше, чем в 2021 году в действующих ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года сложилось на низком уровне и составило около 12%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.
Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов городского бюджета по итогам 2022 года, по предварительным данным муниципалитета, составила 52,0%, что на 1,2 п. п. ниже уровня 2021 года в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 18,0%. В целом доходы бюджета выросли более чем на 15% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД почти на 13% и превысили бюджетные назначения более чем на 2%.Наибольший рост поступлений относительно 2021 года сложился по таким налогам, как НДФЛ в связи с увеличением фонда заработной платы работников крупных и средних предприятий, акцизам – в основном за счет увеличения с 10% до 20% норматива отчислений акцизов на нефтепродукты для зачисления в местные бюджеты и УСН – за счет роста налоговой базы в связи с прекращением действия пониженных налоговых ставок и увеличения количества налогоплательщиков, применяющих данный налоговый режим. Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: средняя доля крупнейшего налогоплательщика за последние 3 года составила порядка 3% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось порядка 12% налоговых доходов.
Расходы городского бюджета в 2022 году, по данным муниципалитета, увеличились более чем на 22% по сравнению с 2021 годом и сложились на уровне 51,3 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено более 32 млрд рублей, что сформировало порядка 62% всех расходов города. Увеличение расходов городского бюджета обусловлено ростом расходов по национальной экономике более чем на 20% в связи с осуществлением основного этапа реализации проектов по строительству автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; жилищно-коммунальному хозяйству более чем на 37% в связи с увеличением средств направленных на реализацию региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае»; социальной политике более чем на 45% в связи предоставлением значительного объема субвенции на исполнение переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Капитальные расходы, по данным муниципалитета, в 2022 году выросли почти в 1,8 раза по сравнению с 2021 годом, на их долю пришлось более чем 19% всех расходов муниципалитета, что поддержало гибкость бюджета. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен строительством и реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры, общеобразовательных учреждений, а также увеличением расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и пр.
С 2020 года городской бюджет исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2022 года, по данным муниципалитета, бюджет исполнен также с профицитом, который составил 0,8 млрд рублей или 2,9% ННД.
Долговая нагрузка города Красноярска оценивается на низком уровне: по итогам 2022 года долг муниципалитета сократился на 17,1% и на 01.01.2023 составил 6,6 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 8,7 п. п. до 24,2%, в том числе в связи с ростом ННД. В структуре долгового портфеля существенных изменений не произошло. На 01.01.2023 долговой портфель представлен преимущественно коммерческими кредитами банков, на их долю пришлось 65,6%, облигационные займы формировали 34,4%. Доля долга, подлежащего погашению на горизонте 12 месяцев с 01.01.2023, составляет 47,3%, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Пик погашения долга приходится на 4 квартал 2023 года в связи с погашением ряда банковских кредитов. Сокращение долговых обязательств в 2022 году способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам прошлого года снизилось на 0,9 п. п. по сравнению с 2021 годом и составило 1,5%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.
Объем доходов бюджета, по данным муниципалитета, по итогам 2022 года составил 52,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 51,3 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.07.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.