«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Чувашской Республики на уровне ruA
Москва, 9 февраля 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruA, прогноз по рейтингу стабильный.
Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 380,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 7,5% ниже уровня 2021 года. Негативное влияние на динамику ВРП оказало снижение промышленного производства (-0,4%), розничной торговли (-5,2%) и объема платных услуг населению (-0,6%) к 2021 году. Снижение промышленного производства сложилось в обрабатывающих производствах (-0,4%) и водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-12,0%). Объем ВРП по итогам 2023 года ожидается регионом в размере 396,0 млрд рублей.
Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем ВРП на душу населения, который, по предварительной оценке, 2022 года, по расчетам агентства, составил 318,5 тыс. рублей. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказали отрицательная динамика численности населения и низкий уровень среднедушевых денежных доходов населения. Численность населения региона, в основном из-за естественной убыли населения, сократилась за последние три года на 24,2 тыс. человек и составила, по предварительным данным региона, 1 193,6 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата). Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,3. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 12,1% до 26,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 20,7% до 11,8 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 28,8 тыс. рублей, а ВПМ установлена на 2023 год в размере 12,4 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году, по оценке региона, составил 4,7%, что на 0,1 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 4,6%.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Чувашской Республики на 2023-2025 гг. объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года регионом оценивается на уровне 61,9 млрд рублей, что на 15,0% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило лишь 16,3%, что оказало отрицательное влияние на рейтинговую оценку. В соответствии с данным прогнозом по итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 64,8 млрд рублей.
По оперативным данным, за 2022 год бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 53,0%, что на 6,1 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД на 20,9% при снижении межбюджетных трансфертов на 2,1% к предыдущему году. Тем не менее бюджет региона характеризуется высокой зависимостью от поступлений дотаций из федерального бюджета, доля которых в доходах бюджета в среднем за пять лет составила 21,2%. По данным региона, в структуре налоговых доходов наблюдался рост по налогу на прибыль организаций (+14,1 %), НДФЛ (+17,0%), акцизам (+30,2%) и налогу на имущество организаций (+18,6%). По итогам сложившейся динамики структура налоговых доходов осталась прежней, лидирующая позиция сохранилась за НДФЛ, при этом его доля снизилась с 34,0% до 33,4%, а доли налога на прибыль организаций и акцизов, занимающих второе и третье место по значимости, составили 28,1% и 16,9% соответственно. Снижение объема межбюджетных трансфертов в отчетном году было связано, прежде всего, с уменьшением объема субвенций (-16,3%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 3,5% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 16,8% налоговых доходов регионального бюджета. Согласно закону о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в текущем году ожидается снижение объема доходов республиканского бюджета на 3,2%, что обусловлено прогнозируемым снижением объема ННД на 4,0% и объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 0,6% относительно уровня 2022 года.
По оперативным данным, расходы региона в 2022 году выросли на 5,1% по сравнению с 2021 годом. В том числе объем капитальных расходов вырос в 2 раза и составил 12,5 млрд рублей. Существенный рост капитальных расходов в 2022 году обусловлен началом строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в целях жилищного строительства за счет привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году составила 15,5%. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в текущем году ожидается рост расходов на 3,2%.
По итогам 2022 года региональный бюджет исполнен с профицитом 2,4 млрд рублей или 5,4% от ННД. Согласно закону о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 2,8 млрд рублей или 6,8% ННД. За вычетом бюджетного инфраструктурного кредита дефицит бюджета составит 0,7 млрд рублей или 1,6% от ННД, который будет покрыт банковскими кредитами.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 оценивается положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 10,6 млрд рублей, что на 33,2% выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) снизилась на 1,3 п. п. и составила 20,7% ННД. Снижение долговой нагрузки связано с отмеченным ростом ННД. На росте долга отразилось привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов в размере 1,5 млрд рублей и получение бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований в 1,1 млрд рублей. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован исключительно из бюджетных кредитов, в связи с чем расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили лишь 0,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
По итогам 2023 года ожидается рост долга до 14,5 млрд рублей в связи с привлечением инфраструктурного бюджетного кредита (2,2 млрд рублей) и банковского кредита на финансирование дефицита бюджета. В связи с этим доля бюджетных кредитов в структуре долга снизится до 85,3%, а доля банковских кредитов составит 14,7%. Долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) вырастит до 25,5% ННД, однако будет по-прежнему находиться на комфортном уровне. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается доступом к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 82,8 млрд рублей, объем расходов – 80,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.08.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru