«Эксперт РА» пересмотрел кредитный рейтинг Омской области и присвоил кредитный рейтинг на уровне ruА-
Москва, 1 марта 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности Омской области и присвоило кредитный рейтинг на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruВВВ+ со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено применением обновленной методологии присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти РФ. Поддержку рейтингу оказывают умеренно высокие экономические и финансовые показатели, а также в ряде случаев позитивная их динамика. Вместе с тем регион характеризуется умеренной долговой нагрузкой, риски рефинансирования минимальны, что связано, в том числе и с удлинением долгового портфеля, за счет предоставления региону бюджетного кредита на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям. Кроме того, за счет положительной динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) и накопленной ликвидности, разбалансировка бюджета по итогам 2022 года, а также размер долговых обязательств сложились значительно ниже, чем прогнозировалось.
Омская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Областной центр – город Омск – восьмой по численности населения город России. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминирует нефтепереработка, на долю которой приходится около 70% объема отгрузки продукции обрабатывающих производств. На территории области расположен крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод – АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 901,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 14,0% ниже уровня 2021 года. Снижение обусловлено закрытием обособленных подразделений ПАО «Газпром нефть» в субъектах РФ (в том числе в области), в результате чего объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, оказывающий значительное влияние на размер ВРП, учитывается по месту регистрации головной организации с октября 2021 года. При этом все производственные мощности на территории области продолжают свою работу. По итогам 2023 года ожидается рост ВРП на 0,9% до 962,6 млрд рублей. В 2022 году в промышленном производстве региона наблюдался рост – индекс промышленного производства составил 105,3%. Позитивная динамика была поддержана увеличением производства в обрабатывающей промышленности (+6,1% к уровню 2021 года), которая формирует более 90% в добавленной стоимости промышленности, в том числе ростом объемов производства нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий.
По итогам 2022 года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 489,6 тыс. рублей, что на 2,3% выше уровня 2021 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения. На 01.01.2023 (далее – отчетная дата), по предварительным данным с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения составила 1831,9 тыс. рублей и за последний год сократилась на 1,1%. Основными причинами снижения остаются естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции. Область характеризуется умеренным уровнем среднедушевых денежных доходов населения, что сдерживает рейтинговую оценку. По итогам отчетного года среднедушевые денежные доходы составили порядка 33,0 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 9,8%, величина прожиточного минимума – 12,4 тыс. рублей при росте в 16,9%. Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в отчетном году составило 2,6, среднее отношение за три последних года – 2,7. По итогам текущего года прогнозируется рост доходов населения на 9,1% до 35,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,2 тыс. рублей, что на 6,1% выше уровня 2022 года. Безработица находится на умеренно низком уровне. В отчетном году она сократилась на 1,2 п. п. и составила, по предварительной оценке региона, 5,3%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года, по оценке региона, составил 190,2 млрд рублей, что на 5,0% ниже, чем в 2021 году в сопоставимых ценах. На инвестиционную активность в регионе оказывают значительное влияние действующие импортные и экспортные ограничения, ограниченные возможности переориентации поставок, временные «лаги» в структурной перестройке производственно-логистических цепочек, финансовые риски, а также инфляционный рост стоимости строительных материалов, оборудования и сырья. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 22,7%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года регион ожидает снижение объема инвестиций в основной капитал на 10,3% в сопоставимых ценах к уровню 2022 года. На территории области сформированы промышленные кластеры (Агробиотехнологический и Нефтехимический), особая экономическая зона промышленно-производственного типа, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах регионального бюджета по итогам 2022 года выросла на 4,6 п. п. по сравнению с 2021 годом и составила 67,3%. Наибольший удельный вес (более 80%) в составе ННД традиционно занимали налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и акцизы по подакцизным товарам. За отчетный год доходы регионального бюджета выросли на 8,1% по сравнению с 2021 годом, в том числе поступления по ННД приросли на 16,1%, а по межбюджетным трансфертам снизились на 8,1%. В структуре ННД наблюдался рост по налоговым (+15,9%) и неналоговым (+25,5%) доходам. По налоговым доходам положительная динамика поддерживалась увеличением поступлений почти по всем бюджетообразующим налогам, наибольшее сложилось по налогу на прибыль (+36,2%), НДФЛ (+14,8%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,5%). Вместе с тем, по итогам отчетного года поступления по акцизам продемонстрировали снижение на 4,0% к уровню 2021 года, что вызвано уменьшением нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджет области в целях формирования дорожного фонда с 1,2259 % в 2021 году до 1,2031 % в 2022 году и в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» с 3,6832 % в 2021 году до 2,0572 % в 2022 году, а также изменением схемы распределения акцизов на алкогольную продукцию. Снижение межбюджетных трансфертов связано с уменьшением финансовой поддержки из федерального бюджета в форме дотаций (-4,2%), субвенций (-18,8%) и иных межбюджетных трансфертов (-54,7%). При этом рост поступлений по субсидиям из федерального бюджета в 2022 году составил 29,4%, что обусловлено ростом поступлений субсидий на реализацию государственных программ региона в области использования и охраны водных объектов, а также поступлением в 2022 году субсидий на ликвидацию несанкционированных свалок, на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 10% в налоговых доходах за 11 месяцев 2022 года, а на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 35,0% налоговых доходов. Прогноз поступлений ННД на 2023 год у региона консервативен – по отношению к 2022 году ожидается снижение на 1,9%.
Расходы региона в 2022 году выросли на 10,1% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2022 года было направлено 96,8 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 4,5%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение на 3,7 п. п., что связано с уменьшением расходов на физическую культуру и спорт (более чем на 50%) в связи с «высокой базой» аналогичного периода прошлого года и на здравоохранение (-18,1%), а также с ростом расходов на национальную экономику (+19,1%) и ЖКХ (в 1,7 раза). Гибкость расходов бюджета оценивалась на умеренно высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 7,3%. По итогам 2023 года регионом ожидаются расходы почти на уровне 2022 года, при этом регион планирует рост капитальных затрат почти в 2 раза.
По итогам 2022 года исполнение бюджета было дефицитное, дефицит составил 5,2 млрд рублей или 5,7% ННД. Источниками финансирования дефицита областного бюджета являлись банковские кредиты, которые были привлечены в конце года, а также бюджетный инфраструктурный кредит. По итогам 2023 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 4,3 млрд рублей или 4,8% ННД. Без учета бюджетного инфраструктурного кредита дефицит составит 0,8% ННД, который будет покрыт за счет банковских кредитов.
Регион характеризуется умеренной долговой нагрузкой по итогам отчетного года. Отношение долга на 01.01.2023 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 61,3% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита), совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 57,3 млрд рублей, что на четверть выше, чем годом ранее. Рост долга произошел в результате привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещения рыночных заимствований муниципальных образований региона, а также привлечения банковских кредитов на покрытие дефицита бюджета. Долговой портфель по итогам 2022 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 75,0%, а на банковские кредиты и облигационные займы приходилось по 16,2% и 8,7% соответственно. По итогам 2023 года ожидается рост долга региона до 67,0 млрд рублей, долговая нагрузка прирастет до 69,3%. Увеличение долговых обязательств связано с необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, привлечением бюджетных инфраструктурных кредитов. По итогам 2023 года существенных изменений в структуре долга не ожидается. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2023 составляет 11,7% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 9,9%. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствовало в 2022 году низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,6%, что на 0,8 п. п. ниже, чем в 2021 году. Регион имеет открытые кредитные линии, остатки средств на счетах, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 137,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 142,3 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 07.09.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.