«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Камчатского края на уровне ruА+
Москва, 2 марта 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Камчатский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.
Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил 349,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2021 года на 0,8%. По итогам 2023 года ожидается рост ВРП на 2,0% в сопоставимых ценах к уровню 2022 года. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за 2022 года составил 510,1 млрд рублей, увеличившись к уровню 2021 года на 13,3% в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена ростом оборота организаций в таких отраслях как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (+9,4%), «Строительство» (в 1,5 раза) и «Торговля оптовая и розничная» (+ 14,1%). Индекс промышленного производства по итогам 2022 года составил 84,5%. Отрицательная динамика наблюдалась по всем отраслям промышленного производства: добыча полезных ископаемых (-4,8%), обрабатывающие производства (-19,3%), деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-1,3%) и осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-25,0%). В обрабатывающих производствах спад обусловлен снижением производства пищевых продуктов в связи с сокращением производства продукции рыбоперерабатывающей промышленности из-за снижения объема вылова лососей почти на 70% к уровню вылова 2021 года. Индекс производства сельскохозяйственной продукции за 4 квартал 2022 года, по предварительным данным, составил 104,6% к аналогичному периоду 2021 года.
Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения, что обусловлено низкой численностью населения. По расчетам агентства, в 2022 году данный показатель составил 1,2 млн рублей, увеличившись на 13,3% относительно уровня 2021 года в действующих ценах. На 01.01.2023 (далее – отчетная дата) численность населения сократилась на 1,2% к уровню аналогичной даты прошлого года и составила 289,0 тыс. человек. По данному показателю регион находится на 79 месте среди субъектов РФ. Негативно влияют на формирование народонаселения края – социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Кроме того, идет снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренном уровне и составило 2,7. Среднедушевые денежные доходы населения за январь-сентябрь 2022 года сложились на уровне 59,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 24,3 тыс. рублей. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказал низкий уровень безработицы, который по итогам отчетного года составил 3,6%. По итогам текущего года регионом ожидается безработица на уровне 2022 года.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года составил 84,9 млрд рублей, что на 1,7% ниже, чем в 2021 году в сопоставимых ценах. Среднее отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренном уровне и составило 23,0%. По итогам 2023 года объем инвестиций прогнозируется на уровне 95,1 млрд рублей. На территории края действуют ТОР «Камчатка», СПВ, промпарки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Регион характеризуется высокой зависимостью краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах бюджета по итогам 2022 года составила 61,7%. В связи с чем, ежегодно между Правительством края и Минфином России заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. За 2022 год доходы регионального бюджета выросли на 3,7% по сравнению с 2021 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 7,2%, ННД – на 2,0%. Доля ННД в доходах бюджета снизилась по итогам отчетного года на 0,5 п. п. и составила 29,0%, что оказало давление на рейтинговую оценку. В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по таким налогам, как акцизы (+34,1%) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+41,0%), при этом поступления по налогу на прибыль организации сократились более чем на 24%. Отрицательная динамика налога на прибыль организаций обусловлена уменьшением поступлений налога от организаций за исключением консолидированных групп налогоплательщиков на 34,2% в результате возвратов средств в связи с переплатой налога. Диверсификация налоговой базы края по итогам отчетного года оценивается на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,5%, на долю 10-ти крупнейших налогоплательщиков пришлось 17,9% налоговых доходов. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, регион ожидает рост поступлений ННД на 9,2% по сравнению с 2022 годом до 32,9 млрд рублей.
Расходы региона по итогам 2022 года увеличились на 10,2% по сравнению с 2021 годом и составили 109,6 млрд рублей. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено 48,4 млрд рублей, что сформировало 44,1% всех расходов региона. Доля социальных расходов в отчетном году снизилась на 1,5 п. п., что связано со снижением расходов на здравоохранение (-2,8%) и физическую культуру и спорт (-7,6%), а также с увеличением расходов на национальную экономику (+12,3%). Капитальные расходы в 2022 году выросли на 31,4% по сравнению с 2021 годом, на их долю пришлось 12,2% всех расходов региона, что поддержало гибкость бюджета. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен строительством ряда социально-значимых объектов, таких как общеобразовательная школа в г. Петропавловск-Камчатский, спортивный зал единоборств в городе Елизово, фельдшерско-акушерских пунктов и здравпунктов в ряде районов края. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ожидается сокращение расходов на 14,9% до 93,3 млрд рублей.
В 2022 году бюджет региона исполнен с дефицитом 5,6 млрд рублей или 18,5% ННД, который был покрыт за счет бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, кредитов кредитных организаций, а также иных источников финансирования дефицита бюджета. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 1,1 млрд рублей или 3,3% ННД. За вычетом бюджетного инфраструктурного кредита исполнение бюджета будет бездефицитным.
По итогам 2022 года долг края увеличится в 1,4 раза и составил 9,3 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась до 28,5% (без учета инфраструктурного кредита). Увеличение долга связано с привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также с привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета региона. Несмотря на увеличение долга, долговая нагрузка осталась на низком уровне и не оказывает давления на рейтинговую оценку. В текущем году прогнозируется рост долга на 11,8% до 10,4 млрд рублей в связи с получением очередного транша бюджетного инфраструктурного кредита, долговая нагрузка по итогам года составит 28,3%. Долговой портфель на 01.01.2023 был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляла 55,5%, бюджетные кредиты формировали 37,0% всех обязательств, облигационные займы – 7,5%. По итогам 2023 года кардинальных изменений в структуре долгового портфеля не ожидается. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Доля короткого долга с 01.01.2023 составляет 37,4% совокупного долга региона, пик погашения придется на 4 квартал 2023 года в связи с погашением двух банковских кредитов, бюджетного кредита и амортизацией облигационного займа на общую сумму 3,5 млрд рублей. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале 2022 года была погашена часть более дорогих банковских кредитов за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволило сэкономить на процентах. Эффективное управление долгом обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание в отчетном году – 0,7% ННД, что поддержало рейтинговую оценку. По итогам 2022 года данный показатель регионом ожидается на уровне 2,0% ННД. Край имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года, составил 104,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 109,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.09.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, исполнительные органы государственной власти Камчатского края принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.