«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Свердловской области на уровне ruАA-
Москва, 2 марта 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАA-, прогноз по рейтингу стабильный.
Свердловская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является диверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 3,2 трлн рублей, что на 5,4% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Негативная динамика ВРП по итогам отчетного года была обусловлена снижением промышленного производства (-0,7%) и оборота розничной торговли (-11,2%). Снижение промышленного производства сложилось в обрабатывающих производствах (-0,9%), добыче полезных ископаемых (-1,5%) и водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-5,5%). Сдерживающее влияние на динамику обрабатывающих производств оказало санкционное давление, которое отразилось в том числе на экспортоориентированных отраслях: индекс металлургического производства составил 98,9% к уровню 2021 года, производства химических веществ и химических продуктов – 91,9%, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях – 84,5%. Объем ВРП по итогам 2023 года ожидается регионом в размере 3,4 трлн рублей.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 751,2 тыс. рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, по предварительным данным с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения составила 4239,3 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) и за последний год сократилась на 0,6%. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,4, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По оценке региона, среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 8,1% до 43,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) выросла на 20,5%, до 13,5 тыс. рублей. По итогам 2023 года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 47,9 тыс. рублей, а ВПМ установлена в размере 14,1 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 3,5%, что на 0,6 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне не выше 4,4%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году, по оценке региона, составил 460,8 млрд рублей, что на 9,7% выше уровня 2021 года в действующих ценах. Несмотря на прирост инвестиций, отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 15,0%, что оказало отрицательное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в размере 502,9 млрд рублей.
Бюджетная автономия региона находится на высоком уровне: по итогам 2022 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона составила 81,9%, что на 0,5 п. п. выше уровня 2021 года. Причиной такой динамики стали рост ННД на 4,4% при росте межбюджетных трансфертов на 0,1% к предыдущему году. В структуре налоговых доходов наблюдался рост по НДФЛ (+17,7%), акцизам (+32,4%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+22,4%), налогу на имущество организаций (+22,2%) и налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (+64,8%). При это поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 15,4%. Сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций в 2022 году обусловлено снижением перечислений в результате введения санкционных мер, укрепления курса национальной валюты, увеличения внереализационных расходов организаций на уплату акцизов на сталь жидкую и налогу на добычу полезных ископаемых, а также в связи с возвратом переплаты по налогу рядом крупнейших плательщиков. Значительный рост поступлений по акцизам и НДПИ связан с изменениями федерального законодательства. Поступления по налогу на имущество организаций возросли в результате увеличения среднегодовой стоимости имущества, в том числе входящего в Единую систему газоснабжения. По итогам сложившейся динамики в структуре налоговых доходов доли налога на прибыль организаций и НДФЛ практический сравнялись и составили 36,9% и 36,5% соответственно. Акцизные поступления вышли на третье место по значимости с долей 9,1%, а налог на имущество организаций отодвинулся на четвертое место с долей 8,9%. Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 3,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 12,2% налоговых доходов регионального бюджета. Согласно закону о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в текущем году ожидается снижение объема доходов бюджета на 4,9%, что обусловлено прогнозируемым снижением объема межбюджетных трансфертов на 33,7%, при росте объема ННД на 1,3%.
Расходы региона в 2022 году выросли на 9,2% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 250,2 млрд рублей или 66,7% совокупных расходов, что на 0,9 п. п. ниже уровня 2021 года. Снижение расходов на социальный блок было обусловлено сокращением расходов на здравоохранение (-9,7% к уровню 2021 года), а также опережающим ростом расходов на другие направления, в том числе на жилищно-коммунальное хозяйство (+21,5%). Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 13,7%. По итогам 2023 года регионом ожидается небольшое снижение расходов областного бюджета на 0,4%.
По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 2,6 млрд рублей или 0,9% ННД, однако за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита исполнение бюджета является бездефицитным. Согласно закону о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 19,6 млрд рублей или 6,3% ННД. За вычетом бюджетного инфраструктурного кредита дефицит бюджета составит 14,1 млрд рублей или 4,6% от ННД, который будет покрыт банковскими кредитами, облигационными займами и средствами от продажи акций, находящихся в собственности субъекта РФ.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 оценивается положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 106,4 млрд рублей, что на 7,0% выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) снизилась на 1,2 п. п. и составила 32,8% ННД. Снижение долговой нагрузки связано с отмеченным ростом ННД. На росте долга отразилось привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов и получение бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов (53,8%) и облигационных займов (46,2%), расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,2% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
По итогам 2023 года ожидается рост долга до 121,4 млрд рублей в связи с привлечением инфраструктурного бюджетного кредита (5,5 млрд рублей), банковского кредита (3,5 млрд рублей) и выпуском облигаций (20,0 млрд рублей) на финансирование дефицита бюджета. В результате доля бюджетных кредитов в структуре долга снизится до 50,5%, облигационных займов вырастит до 46,8%, а доля банковских кредитов составит 2,9%. Долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) вырастет до 35,5% ННД, однако будет по-прежнему находиться на комфортном уровне. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается остатками средств на счетах, доступом к банковским и краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 372,8 млрд рублей, объем расходов – 375,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.09.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.