«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-
Москва, 30 марта 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Саха (Якутия) (далее – республика, регион) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет половину ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,9 трлн рублей, что на 8,1% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Рост ВРП был поддержан положительной динамикой промышленного производства (+10,1% к уровню 2021 года) и увеличением работ в строительной отрасли (+31,3%). В структуре промышленного производства наблюдался рост по добывающей промышленности (+11,4%) и обрабатывающим производствам (+2,4%). Позитивная динамика добывающей промышленности обусловлена увеличением добычи угля (+22,3%), природного газа (+24,5%), газового конденсата (+9,2%), нефти (+8,3%), золота (+3%), а также алмазов (+13,7%). В обрабатывающих производствах увеличение связано с ростом производств химических веществ и химических продуктов (в 1,7 раза), текстильных изделий (в 1,3 раза), металлургического производства (+17,4%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+3,2%), кокса и нефтепродуктов (+1,3%) и пищевых продуктов (+1,5%). По итогам 2023 года регионом ожидается ВРП в размере 2,2 трлн рублей.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 1,9 млн рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Численность населения региона, по предварительным данным с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 996,2 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,2% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывают невысокие показатели отношения среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе и умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,7. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 13,0% до 56,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 14,4%, до 21,0 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 6,5%, что на 0,4 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 6,4%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году составил 616,3 млрд рублей, что на 29,6% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Высокая положительная динамика была достигнута за счет запуска: новой обогатительной фабрики Эльгинского каменноугольного месторождения, Сыллахского угольного месторождения, первой очереди грузового терминала в п. Нижний Бестях. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 27,5%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» и «Якутия» способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов (в 2022 году привлечено 12 новых резидентов). По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в размере 476,4 млрд рублей.
По итогам 2022 году бюджетная автономия региона снизилась: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона составила 50,4%, что на 8,9 п. п. ниже уровня 2021 года. Причиной такой динамики в отчетном году стало снижение ННД на 15,3% и рост межбюджетных трансфертов на 9,8%. Негативная динамика ННД была обусловлена сокращением поступлений неналоговых доходов в результате снижения доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 6,3 раза к уровню 2021 года. Причиной этого стало снижение поступлений дивидендов по акциям АК «АЛРОСА» (ПАО), принадлежащим региону. В части налоговых доходов наблюдался рост на 0,9% к уровню 2021 года. В структуре налоговых доходов налог на прибыль организаций сократился на 4,5%, налог на имущество – на 25,9%, при этом налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) и акцизные поступления выросли на 16,7%, 19,4% и 8,3% соответственно. Снижение налога прибыль организаций в основном обусловлено уменьшением налоговой базы организаций – участников КГН в связи с ростом внереализационных расходов по причине укрепления курса рубля в течение 2022 года и изменением федерального законодательства в части учета курсовых разниц. По налогу на имущество организаций – применением льготной «нулевой» ставки в отношении объектов газовой инфраструктуры по специальному перечню, а также отсутствием от одного из налогоплательщиков платежей по расчету за 2021 год и снижением уплаты авансовых платежей за 1-2 кварталы 2022 года. Рост по НДПИ обусловлен мировыми ценами на алмазную продукцию, увеличением объема добычи угля и золота, а также ростом значений коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, по некоторым участникам РИП. По НДФЛ – увеличением средней заработной платы в регионе и заработной платы одного работника и дополнительными поступлениями по налогу в 2022 году по предприятиям в сфере добычи полезных ископаемых и строительства. Диверсификация налоговой базы региона оценивается негативно, т. к. бюджет региона подвержен зависимости от финансового состояния компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 26,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 56,0% налоговых доходов республиканского бюджета. В структуре межбюджетных трансфертов наблюдался рост по дотациям на 6,1% и по субсидиям на 54,8%, при этом субвенции сократились на 19,7%, а иные межбюджетные трансферты – на 34,9%. В 2022 году более чем в 2 раза также выросли безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций, которые составили 34,7 млрд рублей или 10,8% совокупных доходов. Рост был обусловлен увеличением перечислений в бюджет региона от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд развития территорий) на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и по модернизации систем коммунальной инфраструктуры. По итогам 2023 года регион ожидает снижение доходов бюджета на 14,6%, в том числе за счет снижения межбюджетных трансфертов на 9,9%, безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций в 3,5 раза, при незначительном росте ННД на 0,3%.
Расходы региона в 2022 году выросли на 14,7% по сравнению с 2021 годом. На финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт в течение отчетного года было направлено 156,6 млрд рублей или 47,5% совокупных расходов. Среди наиболее значимых направлений расходов существенный рост наблюдался по расходам на национальную экономику (+24,9%), ЖКХ (+21,4%), образование (+20,2%), при этом по расходам на здравоохранение наблюдалось сокращение (- 22,5%). Увеличение расходов на национальную экономику было обусловлено реализацией региональных программ поддержки промышленных предприятий, строительством магистрального газопровода; на ЖКХ – реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональной программой, а также реализацией инфраструктурных проектов за счет полученного бюджетного инфраструктурного кредита; на образование – созданием объектов дополнительного образования детей, капитальным строительством и приобретением объектов недвижимого имущества. Расходы на здравоохранение сократились в связи с завершением строительства объекта здравоохранения, финансирование которого осуществлялось за счет иного межбюджетного трансферта и отменой принятых мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 14,8%. По итогам 2023 года регионом ожидается снижение расходов регионального бюджета на 14,2% к 2022 году.
По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 10,3 млрд рублей или 6,4% ННД, за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита и остатков средств на счетах исполнение бюджета было бездефицитным. Согласно предоставленным данным, исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 10,1 млрд рублей или 6,2% ННД, за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита и остатков средств на счетах дефицит бюджета составит 7,9 млрд рублей или 4,9% ННД, который будет профинансирован за счет коммерческих заимствований.
Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как низкий: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2023 составил 48,6 млрд рублей, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного кредита) выросла на 4,8 п. п. и составила 28,7%. Увеличение долга обусловлено привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона и увеличением объема гарантийных обязательств. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из облигационных займов (58,7%), гарантийных обязательств (23,3%) и банковских кредитов (18,0%), расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,6% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку.
По итогам 2023 года ожидается увеличение долга на 28,7%, что обусловлено привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета, инфраструктурных бюджетных кредитов и увеличением гарантийных обязательств в связи обеспечением обязательств по договорам займа на финансирование реализации программы строительства социальной инфраструктуры инвестпроекта «Комплексная застройка квартала «Воинская часть» ГО «город Якутск». Таким образом, на 01.01.2024 доля банковских кредитов в долговом портфеле составит 15,5%, доли бюджетных кредитов, облигационных и гарантийных обязательств снизятся до 17,0%, 44,6% и 22,9% соответственно. Несмотря на прогнозируемый рост объема долга, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного кредита) региона останется на комфортном уровне и составит 36,1%. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается остатками средств на счетах, доступом к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года составил 319,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 330,0 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.10.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.