«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-
Москва, 20 сентября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Саха (Якутия) (далее – республика, регион) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет половину ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,9 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,4% выше уровня 2021 года. Положительное влияние на динамику ВРП в большей степени оказал рост объема промышленного производства к уровню 2021 года (+13,3%) и строительных работ (+31,3%). За январь-июль текущего года индекс физического объема промышленного производства составил 98,6%, снижение обусловлено плановым сокращением добычи каменного и бурого угля. По итогам 2023 года регион ожидает объем ВРП в размере 2,0 трлн рублей, индекс промышленного производства ожидается на уровне 104,5%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 2,0 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Численность населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 997,6 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата). Сдерживающее влияние оказывает уровень доходов населения и безработицы. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,7. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 13,7% до 57,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 14,4%, до 21,0 тыс. рублей. По итогам текущего года прогнозируется рост доходов населения на 10,2% до 63,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 21,7 тыс. рублей, что на 3,3% выше уровня 2022 года. Безработица в регионе в 2022 году составила 6,5%, что на 0,4 п. п. ниже, чем в 2021 году, за май-июль 2023 года безработица составила 5,5%. По итогам 2023 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 6,0%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 29,6% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 616,3 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 27,5%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. В первом полугодии 2023 года позитивная динамика сохранилась, объем инвестиций вырос относительно аналогичного периода 2022 года на 20,0% и составил 235,5 млрд рублей. Основной вклад в рост инвестиций дали ввод новой обогатительной фабрики Эльгинского угольного месторождения и продолжающаяся реализация других крупных инвестиционных проектов. По итогам 2023 года регион ожидает инвестиции в основной капитал в объеме 593,1 млрд рублей.
Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона в 2022 году снизилась до 50,4%, что на 8,9 п. п. ниже уровня 2021 года. Причиной для этого стал рост межбюджетных трансфертов и снижение неналоговых доходов в части доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (отсутствие поступлений дивидендов по акциям АК «АЛРОСА» (ПАО)). Диверсификация налоговой базы региона оценивается негативно, т. к. бюджет региона подвержен зависимости от финансового состояния компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 26,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 56,0% налоговых доходов республиканского бюджета. За семь месяцев 2023 года ННД выросли на 19,0% к аналогичному периоду 2022 года, среди налоговых доходов наибольший рост наблюдался по НДФЛ (+16,8%), налогу на имущество организаций (+39,0%) и налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (+67,2%). По НДФЛ увеличение произошло на фоне роста заработной платы, позитивная динамика по налогу на имущество организаций связана с увеличением поступлений по ряду крупнейших налогоплательщиков, по НДПИ – с изменением законодательства, а также с ростом объемов добычи золота и значений коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого по некоторым участникам РИП. Неналоговые доходы за семь месяцев 2023 года снизились на 19,0%, что связано с уменьшением поступлений по доходам от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете. Безвозмездные поступления за указанный период снизились на 27,0% в результате сокращения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций. Межбюджетные трансферты снизились на 2,1%, что обусловлено сокращением поступлений по субсидиям и субвенциям. Если по итогам семи месяцев 2022 года безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций формировали более 20% всех безвозмездных поступлений, то за аналогичный период текущего года их вклад снизился до отрицательных значений, в том числе в связи с осуществлением возврата средств компании «Фонд развития территорий». По итогам 2023 года регионом ожидается рост ННД в 1,2 раза.
Расходы бюджета по итогам 2022 года увеличились на 14,7% и составили 330,0 млрд рублей, из которых 156,6 млрд рублей (47,5% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. На капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 14,8% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. За семь месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на образование (+7,5 млрд рублей), ЖКХ (+3,9 млрд рублей) и межбюджетные трансферты (+6,3 млрд рублей), при этом расходы снизились на национальную экономику (-7,0 млрд рублей), здравоохранение (-1,4 млрд рублей) и социальную политику (-2,3 млрд рублей). Прирост расходов на образование обусловлен увеличением фонда оплаты труда, оказанием поддержки участников специальной военной операции, реализацией федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», созданием новых мест в общеобразовательных организациях, на ЖКХ – возмещением недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат организациям коммунального комплекса, возникших в связи с установлением льготных тарифов, на межбюджетные трансферты – увеличением трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности, созданием единой субвенции. Сокращение расходов на национальную экономику связано с плановым завершением в 2023 году строительства и вводом в эксплуатацию отдельных объектов газификации и газоснабжения, уменьшением предоставления субсидий, на здравоохранение – с отменой принятых мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, на социальную политику – с плановым завершением строительства социальных объектов и передачей отдельных полномочий Фонду пенсионного и социального страхования РФ. По итогам 2023 года регионом ожидается рост расходов бюджета на 12,0%.
По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 10,3 млрд рублей или 6,4% ННД, за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК) и остатков средств на счетах исполнение бюджета было бездефицитным. Исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 46,6 млрд рублей или 23,8% ННД, за вычетом специальных казначейских кредитов, бюджетного кредита на опережающее финансирование и остатков средств на счетах дефицит бюджета составит 21,6 млрд рублей или 11,0% ННД, который будет профинансирован за счет коммерческих заимствований.
На 01.01.2023 долг региона составил 48,6 млрд рублей, что на 6,7% выше, чем на 01.01.2022, который на 58,7% состоял из облигационных займов, и на 23,3% и 18,0% из гарантийных обязательств и бюджетных кредитов соответственно. Долговая нагрузка сложилась на уровне 30,1%, что на 6,2 п. п. выше предыдущей отчетной даты в связи с привлечением ИБК, бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований, а также увеличением объема гарантийных обязательств (без учета ИБК долговая нагрузка составила 28,7%). Несмотря на рост долговой нагрузки, она по-прежнему оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,6% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку.
По итогам 2023 года ожидается рост долга в 1,6 раза за счет привлечения ИБК, бюджетного кредита на опережающее развитие, специальных казначейских кредитов (далее – СКК), банковских кредитов и облигационных займов на финансирование дефицита бюджета, увеличения гарантийных обязательств. Долговая нагрузка вырастет до 39,7% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее развитие составит 37,4%), но по-прежнему останется на комфортном уровне. Структура долга на 01.01.2024 соответствующим образом трансформируется: доля облигационных обязательств снизится до 35,8%, доли гарантийных обязательств и бюджетных кредитов вырастут до 24,1% и 18,8% соответственно, а вклад банковских кредитов составит 21,3%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 319,6 млрд рублей, объем расходов – 330,0 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30. 03.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.