«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Краснодарского края на уровне ruАА+

Москва, 27 сентября 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Краснодарский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами которой являются: торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, деятельность с операциями с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2022 год (далее – отчетный год) составил 3,6 трлн рублей, продемонстрировав рост на 0,7% в сопоставимых ценах к 2021 году. Позитивная динамика обусловлена динамичным развитием ряда отраслей экономики. Региону удалось сдержать санкционный удар с минимальными потерями. По итогам отчетного года положительная динамика достигнута в промышленности (индекс промышленного производства составил 103,8%), сельском хозяйстве (109,9%), транспортировке и хранении (112,1%), оптовой торговле (105,3%), общественном питании (103,1%) и сфере платных услуг населению (105,9%). В текущем году положительная динамика сохраняется, в январе-июле текущего года индекс промышленного производства составил 108,0% к аналогичному периоду прошлого года, оборот оптовой торговли 122,3% г/г, индекс производства продукции сельского хозяйства в первом полугодии сложился на уровне 103,7% г/г. По итогам 2023 года регион ожидает рост во всех сферах экономической деятельности, в том числе в промышленном производстве на 6,2%, сельском хозяйстве – 0,1% соответственно к 2022 году. Индекс физического объема ВРП, по прогнозам региона, составит 102,5%.

Поддержку рейтинговой оценке оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 0,6 млн рублей. За отчетный год уровень безработицы снизился на 1,5 п. п. и составил 3,5%, что является историческим минимумом за последние семь лет. В мае-июле текущего года безработица в крае составила 1,6%. По итогам 2023 года регион ожидает безработицу на уровне 3,4%. Численность населения оценивается на высоком уровне – по состоянию на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), по предварительной оценке, с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность составила 5,8 млн человек, продемонстрировав незначительное снижение на 0,2% к аналогичной дате прошлого года. Уменьшение численности связано с естественной убылью населения, которая по итогам 2022 года составила 24,9 тыс. человек. Тем не менее регион входит в топ-5 регионов по данному показателю. Край характеризуется высоким уровнем среднедушевых денежных доходов населения, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. По итогам отчетного года среднедушевые денежные доходы составили 48,3 тыс. рублей, что на 11,6% выше уровня предыдущего года, величина прожиточного минимума – 13,4 тыс. рублей при росте в 17,3%. Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в отчетном году и среднее отношение за три последних года составило 3,6. По итогам 2023 года ожидаются среднедушевые денежные доходы на уровне 52,5 тыс. рублей, величина прожиточного уровня установлена в размере 13,8 тыс. рублей.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года в регионе прирос на 7,1% в сопоставимых ценах и составил 690,7 млрд рублей. Позитивное влияние оказала реализация значительного количества современных высокотехнологичных проектов. Кроме того, реализация политики импортозамещения также способствовала закреплению ряда отраслей как одних из наиболее привлекательных сфер деятельности в регионе, что открыло значительные перспективы для инвестирования. Несмотря на рост инвестиций, отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 18,8%, что оказало давление на рейтинговую оценку. В первом полугодии текущего года прирост инвестиций составил 17,6% г/г. В регионе реализуется 483 крупных (стоимостью свыше 100 млн рублей) инвестиционных проекта на общую сумму порядка 2,6 трлн рублей. По итогам года регион ожидает, что инвестиции прирастут только на 2,7% г/г и в абсолютном выражении составят 750,3 млрд рублей.

Бюджетная обеспеченность региона оценивается на высоком уровне – доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах края по итогам отчетного года составила 73,8%, что на 1,7 п. п. ниже, чем в 2021 году. Снижение доли обусловлено более опережающим ростом безвозмездных поступлений чем ННД. По итогам 2022 года ННД приросли на 13,7%, безвозмездные поступления на 24,7%, в том числе межбюджетные трансферты на 11,1%. В целом доходы по итогам отчетного года выросли на 16,4% по сравнению с 2021 годом. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 5,4% в налоговых доходах 2022 года, а на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 15,3% налоговых доходов. За январь-июль 2023 года доходы регионального бюджета выросли в 1,3 раза, в том числе ННД приросли в 1,3 раза, безвозмездные поступления в 1,5 раза. В структуре налоговых доходов наблюдался рост по всем основным бюджетоформирующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций – в 1,6 раза г/г, что связано с ростом платежей от предприятий транспортировки и хранения, строительства, торговли, обрабатывающих производств. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост сложился по безвозмездным поступлениям от государственных (муниципальных) организаций – более чем в 50 раз, что связано с поступлением средств из Фонда развития территорий для социальных выплат по государственным жилищным сертификатам. Межбюджетные трансферты приросли всего на 4,6% и были поддержаны положительной динамикой поступлений по дотациям, субсидиям и межбюджетным трансфертам. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет на 5,2% выше уровня 2022 года.

Расходы региона в 2022 году выросли на 25,3% по отношению к 2021 году. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2022 года было направлено 275,3 млрд рублей, что выше 2021 года на 17,2%. Гибкость расходной части бюджета края оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году составила 14,5%. По итогам семи месяцев текущего года расходы регионального бюджета сложились на уровне 250,7 млрд рублей, что в 1,3 раза выше аналогичного периода 2022 года. Социальные расходы приросли также в 1,3 раза и составили 186,6 млрд рублей. Их удельный вес составил 74,4% или на 1,9 п. п. выше, чем в январе-июле 2022 года, что связано с ростом расходов на социальную политику в 1,5 раза или на 29,5 млрд рублей в связи с увеличением расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан (в том числе за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий»); обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также индексацией выплат и заявительным характером выплат. По итогам текущего года регионом ожидается рост расходов регионального бюджета на 22,1%, в том числе капитальных затрат в 1,6 раза в связи с увеличением расходов на проектирование и строительство поликлиник, школ и детских садов, обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения, организацию водоснабжения населения и водоотведения.

По итогам 2022 года краевой бюджет был исполнен с профицитом в размере 9,8 млрд рублей или 3,1% ННД. В 2023 году ожидается исполнение бюджета с дефицитом в размере 73,9 млрд рублей или 22,6% ННД. Без учета задействования остатков средств региона, инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – ССК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов дефицит составит 2,2% ННД, который будет покрыт за счет облигационных займов.  

Долговая нагрузка региона оценивается агентством позитивно – отношение долга на отчетную дату к ННД за 2022 год составило 36,1% (без учета ИБК долговая нагрузка сложилась на уровне 33,1%). Объем обязательств на 01.01.2023 составил 112,6 млрд рублей и прирос на 13,1%. По итогам 2023 года регионом ожидается рост долга до 124,1 млрд рублей или на 10,3%, что связано в основном с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Несмотря на рост долга долговая нагрузка прирастет всего на 1,8 п. п. и останется на комфортном уровне не оказывая давление на рейтинговую оценку (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка снизится на 1,4 п. п., что связано с прогнозируемым ростом ННД). Долговой портфель на отчетную дату был сформирован из бюджетных кредитов (78,2% долгового портфеля) и облигационных займов (21,8% портфеля). По итогам текущего года структура долгового портфеля незначительно изменится в сторону увеличения доли бюджетных кредитов – бюджетные кредиты будут составлять порядка 79,1%, облигационные займы – 20,9%. Обязательства края носят долгосрочный характер, что способствует сокращению рисков рефинансирования на горизонте следующих 12 месяцев. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2022 год составило 0,7%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку.  Агентство позитивно оценивает наличие свободных остатков денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 422,2 млрд рублей, объем расходов – 412,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.04.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Краснодарского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"