«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар на уровне ruА+
Москва, 1 ноября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности муниципального образования город Краснодар на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Краснодар (далее – город, муниципалитет) является административным и экономическим центром Краснодарского края. На долю города приходится порядка 40% ВРП региона, треть промышленных предприятий, около 40% оборота розничной торговли. Экономика муниципалитета концентрирована, в структуре базовых отраслей наибольший удельный вес занимают торговля (57,9%) и промышленность (20,7%). В Краснодаре располагается штаб-квартира АО «Тандер», представляющая одну из ведущих розничных сетей в стране «Магнит». Как крупнейший налогоплательщик, «Магнит» является градообразующим предприятием, которое вносит весомый вклад в развитие и благоустройство города. Также в городе развиты пищевая и перерабатывающая промышленность, в том числе выпуск продуктов и табачных изделий, производство транспортных средств и оборудования, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, резиновых и пластмассовых изделий, полиграфия и химическое производство. Основные направления производства: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Муниципалитет характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности, по оценке города, по результатам 2022 года (далее – отчетный год) составил 1,3 трлн рублей, продемонстрировав прирост к уровню 2021 года на 8,2% в действующих ценах. По итогам 2023 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности ожидается на уровне 1,4 трлн рублей. Для города характерна высокая численность населения, которая на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 1,2 млн человек и за последний год увеличилась на 1,3%, что в основном обусловлено миграционным притоком населения. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01.01.2023 составил 0,4% от численности трудоспособного населения. По итогам 2023 года показатель ожидается на уровне 0,3%. Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 166,5 млрд рублей, что на 0,3% выше, чем в 2021 году в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года оставалось на низком уровне и составило 12,5%, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам текущего года объем инвестиций ожидается на уровне 182,9 млрд рублей, с ростом к уровню 2022 года на 2,9% в сопоставимых ценах.
Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказала умерено низкая доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов города: за 2022 год их доля снизилась на 2,5 п. п. и составила 49,7%, что связано с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов. За отчетный год доходы городского бюджета выросли на 18,7% по сравнению с 2021 годом, в том числе трансферты на 25,1%, ННД – на 13,0%. В структуре ННД основные поступления сформированы за счет налога на доходы физических лиц, земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения и налога на имущество физических лиц. По всем бюджетообразующим налогам в отчетном году наблюдалась положительная динамика, кроме земельного налога (-5,4%). Муниципалитет характеризуется отсутствием зависимости от одного налогоплательщика: доля крупнейшего налогоплательщика составила 2,5% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков в 2022 году приходилось 8,7% налоговых доходов, что оказало поддержку рейтинговой оценке. За 9 месяцев текущего года в бюджет города поступило 19,1 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, с приростом к уровню аналогичного периода прошлого года на 13,9%. Положительная динамика поступлений была поддержана за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций (в 1,5 раза), НДФЛ (+12,1%) и УСН (+13,2%). При этом поступления по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц снизились (-16,1%) и (-16,5%) соответственно, что связано со снижением поступлений в погашение задолженности, сумм досрочной уплаты налогов физическими лицами, а также изменением налоговой базы (пересмотр кадастровой стоимости, в том числе в связи с изменением категорий земель, оспариванием кадастровой стоимости в судах). Межбюджетные трансферты за 9 месяцев текущего года увеличились в 1,7 раза. По всем видам трансфертов наблюдается положительная динамика, наибольшая сложилась по субсидиям в 2,3 раза, что вызвано предоставлением «новых» субсидий и многократным увеличением объёмов ранее предоставлявшихся субсидий, в том числе на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также на софинансирование расходных обязательств на реализацию мероприятий и программ в сфере образования, культуры, социальной поддержки населения, а также благоустройства территории города. По итогам текущего года, в соответствии с решением о бюджете муниципального образования город Краснодар на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – решение о бюджете), муниципалитет прогнозирует ННД в размере 26,3 млрд рублей, что на 2,5% выше уровня 2022 года, межбюджетные трансферты ожидаются на уровне 47,9 млрд рублей с ростом к результатам отчетного года в 1,8 раза, в том числе по субсидиям в 2,5 раза.
Расходы города в 2022 году выросли на 15,8% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 34,2 млрд рублей, что формировало 68,8% от объема всех расходов. Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая приросла в отчетном году на 6,4 п. п. и составила 22,6%. За январь-сентябрь 2023 года расходы бюджета увеличились в 1,4 раза, в том числе расходы социального блока приросли в 1,3 раза. Наибольший рост расходов пришелся на национальную экономику (в 2,0 раза), ЖКХ (в 1,8 раза), образование (в 1,3 раза) и социальную политику (в 1,3 раза). Рост расходов на национальную экономику обусловлен увеличением расходов на дорожно-транспортную деятельность в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»; на ЖКХ – увеличением расходов на мероприятия по проектированию и строительству сетей локальной ливневой (дождевой) канализации и поверхностного стока в рамках федерального проекта «Жильё», а также мероприятия по организации благоустройства территории в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»; на образование – с ростом расходов на создание (введение) дополнительных мест в образовательных учреждениях, в том числе расходов на проектирование и строительство, выкуп объектов недвижимости, оснащения вводимых мест; на социальную политику – за счёт увеличения количества получателей на предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на реализацию мероприятий по обеспечению жильём молодых семей и прочих мер поддержки населения. По итогам текущего года, в соответствии с решением о бюджете, объем расходов ожидается в размере 80,1 млрд рублей, с ростом к уровню отчетного года в 1,6 раза, в том числе капитальные расходы увеличатся в 2,2 раза. В последние годы наблюдается тенденция по увеличению капитальных расходов в рамках предоставляемых субсидий в части реализации на территории муниципального образования национальных проектов и государственных программ Краснодарского края.
С 2019 года бюджет города исполнялся с профицитом, по итогам 2022 года профицит бюджета составил 1,9 млрд рублей или 7,2% ННД. По итогам текущего года, в соответствии с решением о бюджете, исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 6,6 млрд рублей или 25,3% ННД. За вычетом остатков денежных средств на счетах бюджета дефицит прогнозируется на уровне 8,1% ННД, который будет покрыт за счет бюджетного кредита от вышестоящего бюджета и банковских кредитов.
Долговая нагрузка по итогам отчетного года сложилась на низком уровне, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Отношение долга на 01.01.2023 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 16,0%, что на 12,0 п. п. ниже, чем на 01.01.2022. Снижению долговой нагрузки способствовало уменьшение объема долга на 2,3 млрд рублей к уровню 2021 года, а также увеличение поступлений по ННД, отмеченное выше. По итогам текущего года ожидается рост долга муниципалитета в 1,5 раза, несмотря на это, долговая нагрузка будет находится на комфортно низком уровне и составит 23,7%. Увеличение долга в текущем году связано с привлечением бюджетных и банковских кредитов на покрытие прогнозируемого дефицита бюджета. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 60,9%, облигационные займы формировали 39,1% всех обязательств. По итогам 2023 года структура долговых обязательств изменится: доля банковских кредитов ожидается на уровне 26,4%, бюджетные кредиты будут формировать 58,2% всех обязательств, на долю облигационных займов будет приходиться 15,4%. Сокращение долговых обязательств в отчетном году способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 0,7 п. п. по сравнению с 2021 годом и составило 0,5%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 1,0%. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 51,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 49,7 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар был впервые опубликован 23.12.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.05.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Краснодара принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало муниципальному образованию г. Краснодар дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru