«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Саратовской области на уровне ruА-
Москва, 13 ноября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область – индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.
Область характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 1,1 трлн рублей, по итогам 2023 года ВРП регионом ожидается на уровне 1,2 трлн рублей. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 108,8%, производства продукции сельского хозяйства – 127,0% и строительства – 138,1%, при этом оборот розничной торговли сократился – 98,2%. За 9 месяцев текущего года промышленный сектор также демонстрирует положительную динамику (индекс промышленного производства составил 105,1%), которая поддерживается увеличением производства в обрабатывающей промышленности (+9,8%). Индекс производства продукции сельского хозяйства за январь-июнь 2023 года составил 97,5%, при этом оборот розничной торговли восстановился и за 9 месяцев текущего года составил 106,1% к аналогичному периоду 2022 года. По итогам 2023 года индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 102,3%, индекс производства продукции сельского хозяйства – 92,1%, темп роста оборота розничной торговли – 104,4%.
Положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 461,1 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 9,0% в действующих ценах. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения и умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе. Численность населения региона на 01.01.2023 составила 2404,9 тыс. человек и за последний год сократилась на 1,1%. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму за последние три года в регионе составило 2,5. В 2022 году среднедушевые денежные доходы населения сложились в размере 28,8 тыс. рублей увеличившись на 9,8% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума – 11,7 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы населения ожидаются порядка 31 тыс. рублей, при установленной величине прожиточного минимума 12,1 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года оценивается положительно. В отчетном году значение показателя снизилось на 1,1 п. п. по сравнению с 2021 годом и составило 3,4%. Регулированию ситуации на рынке труда области способствовали как мероприятия активной политики занятости, так и федеральные меры по снижению напряженности на рынке труда. За июнь-август текущего года безработица сложилась на уровне 2,4%, по итогам 2023 года регионом ожидается на уровне 3,1%. Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году увеличился на 2,4% в сопоставимых ценах и составил 207,7 млрд рублей. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на низком уровне и составило 18,4%. За первое полугодие текущего года инвестиции в основной капитал увеличились на 25,5% в сопоставимых ценах и составили 82,7 млрд рублей. Положительная динамика обусловлена реализацией таких проектов как создание Регионального центра обработки данных ПАО «Сбербанк», строительство комплекса рельсобалочного цеха и др. По итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал регионом ожидается на уровне 219,7 млрд рублей.
Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) по итогам отчетного года снизилась на 0,1 п. п. к уровню 2021 года и составила 59,3%. Доходы региона за 2022 год увеличились на 12,6%, в том числе межбюджетные трансферты выросли на 12,2%, ННД – на 12,6%. В структуре ННД увеличение наблюдалось как по налоговым (+11,6%), так и неналоговым (в 1,6 раза) доходам. По всем бюджетообразующим налогам сложилась положительная динамика. Положительная динамика трансфертов сложилась за счет увеличения субсидий и иных межбюджетных трансфертов на 38,2% и 23,7% соответственно, при этом по дотациям и субвенциям наблюдалось снижение поступлений на 15,7% и 24,9% соответственно. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2022 года составила 8,7% в налоговых доходах, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 18,9% налоговых доходов областного бюджета. За январь-сентябрь текущего года доходы региона увеличились на 8,0% к аналогичному уровню прошлого года, в том числе поступления по ННД – на 14,7%. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по всем бюджетообразующим налогам, наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций (+19,7%), НДФЛ (+17,4%) и налогу на имущество организаций (+10,5%). Межбюджетные трансферты за девять месяцев текущего года сократились на 10,4%, в том числе субвенции – в 1,8 раза, иные межбюджетные трансферты – в 2,3 раза, при этом поступления по дотациям увеличились в 1,3 раза, субсидиям – на 1,0%. Снижение субвенций в текущем году в основном связано с передачей части полномочий Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, иных межбюджетных трансфертов – с высокой базой прошлого года на фоне дополнительно выделенных средств на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования. По итогам текущего года поступления по ННД регионом ожидаются в размере 98,3 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 1,2%, межбюджетные трансферты по итогам года ожидаются со снижением на 17,0%.
Расходы региона по итогам отчетного года увеличились на 15,7% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов региона, как и ранее, преобладала социальная направленность. Расходы на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт, средства массовой информации в отчетном году увеличились на 8,2% и сложились на уровне 108,0 млрд рублей и формировали 66,1% от общего объема расходов. Гибкость расходов областного бюджета по итогам отчетного года оценивается на высоком уровне: доля капитальных расходов в структуре расходов увеличилась на 2,6 п. п. и составила 9,5%. В абсолютном выражении капитальные расходы увеличились на 5,7 млрд рублей или в 1,6 раза и составили 15,5 млрд рублей, что обусловлено строительством и реконструкцией крупных социально-значимых объектов. За девять месяцев текущего года расходы бюджета увеличились на 9,9%, в том числе социальные расходы на 4,9%. Наибольший рост расходов пришелся на ЖКХ (в 3,4 раза) и образование (+12,3%), что связано с увеличением расходов в рамках реализации национальных проектов и государственных программ РФ, а также на фоне повышения оплаты труда отдельных категорий работников и доведением заработной платы до минимального размера оплаты труда с 1 января 2023 года в сфере образования. По итогам 2023 года прогнозируется рост расходов областного бюджета на 9,4% к уровню отчетного года, капитальные расходы ожидаются со снижением на 8,1%, что в основном связано с завершением строительства (реконструкции) отдельных объектов в конце 2023 году – начале 2024 года.
Региональный бюджет по итогам 2022 года был исполнен с профицитом в размере 0,2% ННД. По итогам 2023 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 20,7% ННД или 20,4 млрд рублей. За вычетом остатков средств на счетах региона, бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов (далее – ИБК), на опережающее финансирование расходных обязательств и специального казначейского кредита (далее – СКК) дефицит прогнозируется на уровне 8,6 млрд рублей или 8,7% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований в форме банковских кредитов.
Долг региона по итогам отчетного года увеличился на 7,8% по сравнению с 2021 годом и составил 59,3 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 2,7 п. п. и составила 61,0% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита – 59,5%), что обусловлено увеличением поступлений по ННД. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. По итогам текущего года ожидается рост долговой нагрузки на 14,3 п. п. до 75,4% (без учета ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств и СКК – 67,5%), что связано с увеличением долга региона на 25,0%. Рост долга в текущем году обусловлен привлечением очередного транша ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств и СКК, а также необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита регионального бюджета. В долговом портфеле на 01.01.2023 преобладали бюджетные кредиты, доля которых составляла 94,1%, облигационные займы формировали 5,9% от совокупного долга региона. По итогам 2023 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов будет составлять 81,7%, банковские кредиты – 15,6% и облигационные займы – 2,7% от общего объема долгового портфеля. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2023 составляет 7,1% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 5,8%. В регионе отмечается низкая стоимость фондирования из-за превалирования в долговом портфеле бюджетных кредитов: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2022 год составило 0,9%. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 1,5%, что обусловлено планируемым привлечением банковских кредитов. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года, составил 163,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 163,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.05.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.