«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Пермского края до уровня ruА+
Москва, 31 января 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Пермского края до уровня ruА+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у Пермского края действовал рейтинг на уровне ruА со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей в 2023 году. В регионе низкий уровень долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга. Размерные характеристики экономики находятся на высоком уровне.
Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем инвестиционного климата, высокой сбалансированностью бюджета, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная экономика. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.
Пермский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр края – город Пермь. Край является одним из экономически развитых регионов России, ключевыми секторами экономики выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Ведущими отраслями в обрабатывающей промышленности являются химическое производство, машиностроение, производство нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, металлургический комплекс и производство бумажной продукции.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2023 год (далее – отчетный год) составил 1,8 трлн рублей, что в номинальном выражении почти соответствует уровню 2022 года. Поддержку ВРП оказала положительная динамика промышленного производства (за январь-ноябрь 2023 года индекс промышленного производства составил 104,7% к соответствующему периоду 2022 года), объемов строительства (135,6%), розничной торговли (103,9%). Относительно объема ВРП по итогам 2024 года прогноз у региона сдержанный, прогнозируется рост в сопоставимых ценах на 1,7%. Поддержку рейтинговой оценке оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2023 года, по расчетам агентства, составил 711,4 тыс. рублей. Край характеризуется умеренно высоким уровнем среднедушевых денежных доходов населения. По итогам отчетного года, по оценке, среднедушевые денежные доходы составили порядка 40 тыс. рублей, величина прожиточного минимума была установлена в размере 13,2 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в отчетном году и в среднем за три последних года составило 2,9.
Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения в крае. За 2023 год, по оценке региона, численность населения сократилась на 2,3% и составила 2449,6 тыс. человек на 01.01.2024 (далее – отчетная дата). Неблагоприятные тенденции в динамике численности края обусловлены отрицательным естественным движением населения. Безработица в регионе находится на низком уровне. По итогам отчетного года регион ожидает уровень безработицы на уровне 2022 года или 3,4%.
Инвестиционный климат находится на умеренном уровне. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем инвестиций в основной капитал к ВРП, который за последние три года составил 20,9% несмотря на рост инвестиций в 2023 году почти на 15% в сопоставимых ценах при умеренной инвестиционной привлекательности региона. Максимальный вклад в объем инвестиций формируют отрасли «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства». В 2023 году реализовывались такие крупные проекты как: «Освоение Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийномагниевых солей в Пермском крае», «Комплексный проект по созданию промышленного производства «Усольский калийный комбинат», «Строительство Комплекса каталитического крекинга (FCC)».
Сбалансированность бюджета региона находится на высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета, по оценке региона, по итогам 2023 года составил порядка 242 млрд рублей, из которых порядка 81% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), рост доли ННД в доходах составил более 5 п. п. По итогам отчетного года ННД приросли на 24,2%, основная доля обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций (47%), налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (26%), акцизами (7%), налогом на имущество организаций (7%). Положительная динамика ННД была поддержана ростом поступлений по налогу на прибыль на 45,0% в связи с увеличением исчисленных к уплате авансовых платежей и финансового результата по итогам деятельности за 2023 года по ряду налогоплательщиков, в том числе по филиалам крупнейших налогоплательщиков; НДФЛ – на 17,8% за счет увеличения фонда оплаты труда, увеличения количества рабочих мест, выплаты дивидендов; акцизам – на 7,0% за счет увеличения ставок по подакцизной продукции; налогу на имущество организаций – на 1,3% в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов имущества, а также переоценки стоимости основных средств по ряду крупнейших налогоплательщиков. Межбюджетные трансферты приросли незначительного – всего порядка на 2%. Доходная часть краевого бюджета в предыдущие годы была подвержена умеренным рискам: на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2022 году приходилось 28,9% налоговых доходов, а на долю крупнейшего – 9,3%.
Расходы края по итогам 2023 года, по предварительным данным региона, выросли на 11,1% по сравнению с 2022 годом и составили 244,5 млрд рублей. Бюджет региона, как и ранее носил социальную направленность. В полном объеме и в установленные сроки обеспечены первоочередные расходы, включая расходы по заработной плате и социальным выплатам, финансирование расходов производилось в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и на основании заявок бюджетополучателей. Расходы на социальную политику по сравнению с 2022 годом сократились на 6,2% или на 3,2 млрд рублей, что обусловлено изменением критериев отбора для выплаты ежемесячных пособий, кроме того, с 2023 года часть средств федерального бюджета по вновь назначенным социальным выплатам направлялась в Пенсионный фонд РФ напрямую, минуя бюджет края. Гибкость расходов бюджета оценивается на высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 20,6%.
В 2023 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом в 2,9 млрд рублей или 1,4% ННД, который был покрыт за счет инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК), бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов, остатков средств на счетах.
Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долговая нагрузка региона на 01.01.2024 оценивается положительно: совокупный объем долгового портфеля составил 27,7 млрд рублей, что в 1,4 раза выше, чем на 01.01.2023 при этом долговая нагрузка приросла незначительно – на 1,3 п. п. и составила 14,0%, а без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов снизилась на 2,9 п. п. и составила 7,1%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Долговой портфель на отчетную дату состоял на 100% из бюджетных кредитов. Край демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале года регион гасит более дорогие коммерческие кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволяет существенно экономить на процентных расходах. Эффективное управление долгом, а также наличие в долговом портфеле только бюджетных кредитов обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,1% ННД в 2023 году. Регион имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Пермского края был впервые опубликован 09.09.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.08.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Пермского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Пермского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Пермскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.