«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА–
Москва, 13 марта 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) (далее – республика, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, приемлемым уровнем демографического развития и рынка труда, комфортным уровнем инвестиционного климата и сбалансированности бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают гибкость расходной части бюджета. Давление оказывает умеренно низкая численность населения.
Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет половину ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности золота, железной руды, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 2,3 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,5% выше уровня 2022 года. Основной вклад в формирование ВРП республики вносит промышленность – 61,2%, из них 56,8% добыча полезных ископаемых. Индекс промышленного производства в 2023 году составил 100,8% к 2022 году. Положительное влияние на рост промышленного производства оказала добыча природного газа (+13% к уровню 2022 года), в 2023 году начата добыча нового вида продукции – железной руды (450 тыс. тонн). На 2024 год регионом прогнозируется рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,6% при значении 2,6 трлн рублей, индекс промышленного производства на уровне 101,8%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 13,3% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 2,3 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. На 2024 год прогнозируется рост ВРП на душу населения до 2,6 млн рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на умеренно высоком уровне и составило 2,8. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 10,2% и составили 63,1 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 21,7 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 6,7% до 67,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 23,3 тыс. рублей, что на 7,5% выше уровня 2023 года.
Умеренный уровень демографического развития и рынка труда. В регионе численность населения находится на умеренно низком уровне с положительным приростом. На 01.01.2024 (далее – отчетная дата) численность населения составила 1004,0 тыс. человек, прирост за последние три года составил 1,7%. Уровень безработицы в республике в 2023 году составил 5,7%, что на 0,8 п. п. ниже, чем в 2022 году. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 5,6%.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал оценивается регионом за 2023 год на уровне 722,3 млрд рублей, что на 11,9% выше уровня предыдущего года в действующих ценах. Росту инвестиций в 2023 году способствовал ввод 4 обогатительных фабрик Эльгинского угольного месторождения, реализация проекта по добыче нового вида продукции (железной руды) и др. крупных инвестпроектов. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 30,0%, при этом инвестиционная привлекательность оценивается как умеренно низкая. По итогам 2024 года республикой ожидается снижение инвестиций в основной капитал на 13,9% при значении 622 млрд рублей, что обусловлено завершением строительства магистрального трубопровода «Сила Сибири», а также снижением инвестиционной активности предприятий и организаций в условиях неопределенности.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год вырос на 10,2% и составил 352,4 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы бюджета (далее – ННД) за 2023 год выросли на 41,4% и составили 227,9 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона в 2023 году составила 64,7%, что выше предыдущего года на 14,3 п. п. Структура налоговых доходов незначительно изменилась. Выросли доли налога на прибыль организаций с 38,4% до 42,9% и налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) с 18,9% до 23,6%, соответственно снизились доли НДФЛ с 23,1% до 19,4% и налога на имущество организаций с 12,4% до 8,4%. В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по налогу на добычу полезных ископаемых (+73,6%), налогу на прибыль организаций (+55,3%) и налогу на профессиональный доход (+55,0%). По НДПИ и налогу на прибыль организаций увеличение поступлений произошло в связи с изменением законодательства, волатильностью рубля, а также с ростом объемов добычи и цены на золото и значений коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого по некоторым участникам РИП. Рост числа зарегистрированных самозанятых способствовал росту поступлений налога на профессиональный доход до 143,5 млн рублей. Диверсификация налоговой базы региона оценивается негативно, т. к. бюджет региона подвержен зависимости от финансового состояния компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2023 году составила 29% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 57,5% налоговых доходов республиканского бюджета. Неналоговые доходы бюджета за отчетный год выросли в 1,7 раза и составили 19,5 млрд рублей. Наибольший рост зафиксирован по платежам при пользовании природными ресурсами (с 3,3 млрд рублей до 7,1 млрд рублей или в 2,2 раза), доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (с 5,5 млрд рублей до 9,4 млрд рублей или на 70,6%). Прирост поступлений обусловлен увеличением средней цены алмазной продукции и поступлением дивидендов по акциям, принадлежащим республике. На 2024 год прогнозируются ННД в объеме 190,6 млрд рублей, что ниже значения за 2023 год на 16,4% или 63% от доходов бюджета региона.
Безвозмездные поступления за отчетный год снизились на 21,5% в результате сокращения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (-7,6%) и безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций (-71%). Снижение безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций обусловлено сокращением поступлений от Фонда развития территорий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Снижение межбюджетных трансфертов до уровня 103,6 млрд рублей связано с сокращением поступлений по субсидиям и субвенциям на 18,4% и 22,7% соответственно. Уменьшение субвенций связано с передачей части полномочий Социальному фонду России, субсидий – в связи с завершением реализации ряда проектов финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Расходы региона за 2023 год выросли на 7,7% по сравнению с 2022 годом и составили 355,5 млрд рублей. Доля расходов социального блока снизилась на 3,1 п. п. и составила 44,4% или 157,8 млрд рублей в абсолютном выражении. Снижение вызвано сокращением по сравнению с прошлым годом расходов на социальную политику (в связи с передачей полномочий региона Фонду пенсионного и социального страхования РФ) и расходов по здравоохранению (по причине отсутствия ассигнований на мероприятия по борьбе с коронавирусной инфекцией) на 10,9% и 5,3% соответственно. В структуре общих расходов наибольший прирост зафиксирован по расходам на национальную оборону (в 2,7 раза), физическую культуру и спорт (+74,6%) и средства массовой информации (+28,7%). Рост по расходам на национальную оборону связан с исполнением Указов Президента РФ, оказанием поддержки участников специальной военной операции и реализацией мероприятий по оказанию господдержки производителям технологичных товаров; расходам на физическую культуру и спорт – с подготовкой и проведением спортивных мероприятий международного уровня, а также реализацией федеральных проектов; расходам на средства массовой информации – с модернизацией телевизионного оборудования и развитием отрасли СМИ. Капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году увеличились на 10,3% и составили 53,8 млрд рублей. При этом доля капрасходов приросла на 0,4 п. п. и сложилась на уровне 15,1%, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. На 2024 год капрасходы прогнозируются в объеме 29,8 млрд рублей, что ниже значения за 2023 год на 44,6% в связи с уменьшением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и с плановым завершением и введением в эксплуатацию объектов капстроительства в 2023 году.
По итогам 2023 года дефицит регионального бюджета составил 3,1 млрд рублей или 1,4% ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Законом о бюджете республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов дефицит на 2024 год утвержден в сумме 9,2 млрд рублей или 1,9% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах, ИБК и коммерческих заимствований.
Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2023 год увеличился на 7,7% и составил 52,4 млрд рублей, при этом долговая нагрузка сократилась на 7,2 п. п. и составила 23,0% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 19,2%). Рост долговых обязательств связан с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета (+72,6%) и с увеличением объёма предоставленных госгарантий (+28,7%). В структуре долга наибольший удельный вес приходится на облигационные займы – 43,3%, доля бюджетных кредитов из федерального бюджета и государственных гарантий формируют 28,9% и 27,8% соответственно.
По итогу 2024 года регионом прогнозируется рост долга в 1,7 раза до 89,0 млрд рублей за счет привлечения ИБК, увеличения объема гарантийных обязательств, привлечения банковских кредитов и размещения облигационных займов на покрытие прогнозируемого дефицита бюджета. Долговая нагрузка при этом вырастет до 46,7% (без учета ИБК и СКК до 41,7%), но будет оставаться на комфортном уровне. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году снизились на 15,2% и составили 2,2 млрд рублей или 1,0% от ННД. В 2024 году прогнозируется рост расходов на обслуживание долга в 2,3 раза до 5,1 млрд рублей, что обусловлено планируемым привлечением коммерческий заимствований. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.09.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.