«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на уровне byAAA по национальной шкале Республики Беларусь

Москва, 18 марта 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на уровне byAAA, прогноз по рейтингу – стабильный. С учетом корректировки на страновой риск при переводе кредитного рейтинга из национальной рейтинговой шкалы Республики Беларусь в национальную рейтинговую шкалу Российской Федерации ОАО «Банк развития Республики Беларусь» подтвержден рейтинг кредитоспособности на уровне ruA-, прогноз по рейтингу – стабильный.

Рейтинг банка обусловлен высокой оценкой рыночных позиций на территории Республики Беларусь, адекватными оценками достаточности капитала и качества активов, высокими показателями рентабельности, адекватной позицией по ликвидности и высокой оценкой системы корпоративного управления. Позитивное влияние на уровень рейтинга оказывает высокая вероятность оказания банку экстраординарной поддержки со стороны собственника и очень высокая вероятность поддержки со стороны органов власти в случае необходимости.

ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – банк, институт развития, банк развития) – специализированный финансовый институт, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»». В связи со статусом института развития банку развития Указом № 261 предоставлено право осуществлять ряд банковских операций, при этом необходимость получения банковской лицензии отсутствует. Законодательство о банковской деятельности применяется в отношении банка с учетом особенностей, установленных Национальным банком Республики Беларусь. Офисная сеть банка представлена 6 филиалами на территории Республики Беларусь.

Обоснование рейтинга

Высокая оценка рыночных позиций обусловлена исключительной ролью банка в развитии системы финансирования государственных программ и реализации социально значимых инвестиционных проектов в Республике Беларусь. Диверсификация активов по-прежнему оценивается как невысокая ввиду существенной концентрации кредитного портфеля на крупных корпоративных клиентах, что обусловлено спецификой деятельности института развития. Банк преимущественно финансирует крупные инвестиционные проекты в рамках государственных программ, в том числе связанных с развитием инфраструктуры в Республике Беларусь (проекты с длительным периодом окупаемости и срочностью кредитов до 15 лет), предоставляет экспортные кредиты и оказывает поддержку малому и среднему предпринимательству через механизмы финансирования банков-партнеров и лизинговых компаний. При этом с середины 2023 года перечень инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства был расширен – у банка появилась возможность выдачи банковских гарантий для обеспечения исполнения ими обязательств по возврату кредитов и иных обязательств.

Адекватная достаточность капитала и высокие показатели рентабельности. В течение 2023 года банк поддерживал высокие значения нормативов достаточности капитала, рассчитанных в соответствии с национальными стандартами, а также адекватный буфер абсорбции убытков. Концентрация кредитных рисков на крупнейших заемщиках находится на умеренном уровне. Как и годом ранее, при расчете буфера абсорбции убытков и концентрации кредитных рисков агентством приняты корректировки на обеспечение в виде государственных гарантий по кредитам отдельным крупным заемщикам, а также в связи с наличием кредитов, обслуживание долга по которым производится за счет средств бюджета Республики Беларусь. Агентство отмечает существенный рост финансового результата банка по данным отчетности по МСФО за 1 полугодие 2023 года по сравнению с сопоставимым периодом годом ранее, что, прежде всего, связано с уменьшением расходов на формирование резервов. Операционная эффективность банка по-прежнему оценивается как высокая. Согласно Указу №261, в течение последних 4 лет в отношении банка действовал мораторий на выплату дивидендов. Агентство ожидает, что по итогам 2023 года банк перечислит в республиканский бюджет часть полученной прибыли, но при этом указанное не окажет значимого негативного влияния на нормативы достаточности капитала.

Адекватное качество активов. На 01.07.2023 более половины активов банка было представлено кредитным портфелем, который сформирован задолженностью корпоративных клиентов (преимущественно крупных), дебиторской задолженностью по финансовой аренде, а также кредитами республиканским и областным органам государственного управления. Кредитный портфель характеризуется слабой отраслевой диверсификацией (3 крупнейшие отрасли: обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство). Агентство отмечает, что в 1 полугодии 2023 года произошел рост объема ссуд с просроченными свыше 90 дней платежами, что, прежде всего, связано с ростом просроченной задолженности в лизинговом портфеле консолидируемой дочерней компании. Существенная часть кредитного портфеля обеспечена государственными гарантиями, также обслуживание долга по части ссуд происходит за счет средств бюджета Республики Беларусь, что оказывает дополнительную поддержку качеству кредитного портфеля банка. Качество портфеля ценных бумаг (около четвери активов) оценивается как адекватное в связи с преобладанием в нем государственных долговых обязательств и облигаций эмитентов с квазисуверенным уровнем кредитного риска, доля обремененных ценных бумаг оценивается как невысокая. Требования к кредитным организациям (около десятой части активов) представлены остатками на корреспондентских счетах, а также межбанковскими кредитами, которые выданы преимущественно в рамках реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Кредитное качество основных банков-контрагентов рассматривается как высокое: большая часть крупнейших банков-партнеров имеет условные рейтинговые классы на уровне byAA- и выше по шкале «Эксперт РА».

Сильная ликвидная позиция определяется преимущественно целевым характером ресурсной базы банка. Ключевым источником фондирования по-прежнему выступают депозиты республиканских органов управления, выпущенные банком ценные бумаги, а также МБК, в основном привлеченные от банков-резидентов и российских банков. Ресурсная база характеризуется высокой концентрацией привлеченных средств на крупнейшем кредиторе в лице Министерства финансов Республики Беларусь. Агентство отмечает снижение норматива чистого стабильного фондирования во второй половине 2023 года на фоне приближающихся крупных выплат по ряду обязательств банка. При этом необходимо отметить, что по выпускаемым банком облигациям несет субсидиарную ответственность Правительство Республики Беларусь. Агентство обращает внимание на наличие фактов неисполнения банком обязательств по отдельным кредитным соглашениям с иностранными банками-кредиторами с 2022 года в связи с техническими ограничениями, возникшими в результате увеличившегося санкционного давления (банк был отключен от SWIFT). Кроме того, в апреле 2023 года банком был инициирован перенос двух предстоявших выплат купонного дохода по еврооблигациям, приходившихся на начало мая и начало ноября 2023 года, на дату погашения данных ценных бумаг (2 мая 2024 года). Необходимость переноса была обусловлена неисполнением иностранным платежным агентом обязательств по перечислению держателям еврооблигаций денежных средств, полученных от банка в предыдущие периоды (ноябрь 2022 года). Указанный перенос купонных выплат был одобрен решением Наблюдательного совета Банка в апреле 2023 года, определение механизма осуществления расчетов с держателями еврооблигаций ожидается в ближайшее время. При этом с учетом имеющейся у банка ликвидности и потенциала ее аккумулирования агентство считает, что банк способен будет произвести выплаты в установленный срок. В условиях внешних ограничений функционирования финансового рынка и реального сектора экономики Российской Федерации агентство ранее информировало своих клиентов, инвесторов и все заинтересованные стороны о подходах к классификации отдельных признаков неисполнения обязательств объектами рейтинга как соответствующих или не соответствующих определению дефолта (https://raexpert.ru/releases/2022/mar17f), в том числе технического. Аналогичная практика применяется агентством и в отношении объектов рейтинга из Республики Беларусь.

Уровень корпоративного управления оценивается как высокий. По мнению агентства, уровень корпоративного управления соответствует масштабам деятельности банка и поставленным перед ним стратегическим задачам. Большинство топ-менеджеров имеет адекватный профильный опыт работы в банковской системе и положительную деловую репутацию. Уровень регламентации деятельности банка оценивается как адекватный. Банк осуществляет деятельность в рамках стратегии развития на период с 2021 по 2025 годы, согласно которой планируется умеренный рост основных показателей деятельности по профильным направлениям в соответствии с планом финансирования государственных программ. Результативность исполнения действующей стратегии оценивается как адекватная.

Оценка внешнего влияния

По оценкам агентства, вероятность оказания банку поддержки со стороны поддерживающей структуры оценивается как высокая с учетом оценки ее условного рейтингового класса на уровне byAAA, а также контрольного пакета в капитале объекта рейтинга. Кроме того, вероятность оказания банку поддержки со стороны органов власти оценивается как очень высокая с учетом выполнения банком критически важной роли при реализации социально, экономически и политически значимых государственных проектов.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ОАО «Банк развития Республики Беларусь» были впервые опубликованы 27.03.2023. Предыдущие рейтинговые пресс-релизы по данному объекту рейтинга были опубликованы 27.03.2023.  

Кредитные рейтинги присвоены по национальной шкале Республики Беларусь и по российской национальной шкале и являются долгосрочными. Пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по ним ожидается не позднее года с даты последних рейтинговых действий.

При присвоении кредитных рейтингов применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности банкам (Республика Беларусь) https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 25.04.2023) и методология перевода кредитных рейтингов в национальную рейтинговую шкалу Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 28.12.2023).

Присвоенные рейтинги и прогнозы по ним отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Национального банка Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологий.

Кредитные рейтинги были присвоены в рамках заключенного договора, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» принимало участие в присвоении рейтингов.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинги, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ОАО «Банк развития Республики Беларусь» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"