«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне ruА-

Москва, 19 апреля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу позитивный.

Рейтинг кредитоспособности Волгоградской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, умеренно низким уровнем инвестиционного климата, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и слабая диверсификация налоговой базы, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП, ВРП на душу населения, доли налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета.

Волгоградская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, химическая и пищевая промышленность). Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона 1,3 трлн рублей, что на 2,8% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+2,0% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+9,2%), объема платных услуг населению (+2,3%), объема строительных работ (+14,8%). В структуре промышленного производства наиболее позитивную динамику показали обрабатывающие производства (+4,3%) за счет деятельности предприятий машиностроительного комплекса, а также химического и металлургического секторов. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 7,6% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,5 млн рублей. По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере 1,4 трлн рублей, что на 2,3% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.

Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,7, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.  Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 11,5% и составили 34,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 3,3% до 12,4 тыс. рублей.

Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 2453,9 тыс. человек, однако за последние три года она снизилась на 2,4% на фоне естественной и миграционной убыли населения. Безработица находится на рекордно низком для региона уровне: по итогам 2023 года безработица составила 2,9%, снизившись на 0,6 п. п. относительно уровня 2022 года. По итогам 2024 года регион ожидает безработицу не выше 3,2%.

Инвестиционный климат региона находится на умеренно низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 21,1% в сопоставимых ценах и составил 291,4 млрд рублей. Позитивная динамика поддерживалась реализацией новых проектов в сфере транспортировки и хранения и обрабатывающем секторе. Инвестиционный климат в регионе оценивается на умеренном уровне, отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 19,4%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку.

Сбалансированность регионального бюджета оценивается на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 172,8 млрд рублей, из которых 68,6% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 15,2% к уровню 2022 года, рост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, в том числе наиболее существенный рост сложился по налогу на прибыль организаций (+23,8%), НДФЛ (+16,3%) и налогу на имущество организаций (+11,9%). Значительное увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций сложилось прежде всего за счет деятельности организаций обрабатывающей отрасли, финансового и страхового сектора, а также транспортировки и хранения, по НДФЛ – обусловлено ростом среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, по налогу на имущество организаций – вводом в эксплуатацию новых объектов основных средств. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно негативном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, в 2023 году составила 14,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 30,9% налоговых доходов бюджета. За последний год вклад крупнейших налогоплательщиков существенно снизился в связи с отменой института КГН. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году снизились на 3,9% относительно 2022 года, негативная динамика наблюдается по субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, при этом позитивная – по дотациям и субсидиям. По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост объема ННД на 6,7% к уровню 2023 года (рост закладывается по всем бюджетообразующим налогам) и сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 11,9%, в результате чего доля ННД в доходах вырастет до 73,1%.

Объем расходов бюджета в 2023 году составил 175,0 млрд рублей, что на 10,9% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 57,4% расходов бюджета. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+7,2 млрд рублей в связи с модернизацией инфраструктуры и реализацией мероприятий в сфере дорожного хозяйства), ЖКХ (+4,6 млрд рублей на фоне реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие системы ЖКХ) и образование (+5,1 млрд рублей в связи с реализацией соответствующего национально проекта и увеличением оплаты труда), при этом в большей мере сокращение наблюдалось по расходам на социальную политику (-1,9 млрд рублей на фоне передачи части полномочий в Социальный фонд России) и здравоохранение (-0,6 млрд рублей в связи с сокращением финансирования ковидных мероприятий). Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается сдержанно: на долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 6,5% совокупных расходов бюджета. По итогам 2024 года регион ожидает увеличения объема расходов на 1,8%, в том числе капитальные расходы вырастут более чем на 27% (в связи с увеличением расходов на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и развитие инфраструктуры региона), и их доля в совокупном объеме расходов увеличится до 8,1%.

Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 2,2 млрд рублей или 1,8% от ННД, который был покрыт за счет бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 5,2 млрд рублей или 4,1% от ННД, за вычетом ИБК и остатков средства на счетах, направленных на его финансирование,   дефицит бюджета составит 4,1 млрд рублей (3,2% от ННД), который будет покрыт за счет банковских кредитов и иных внутренних источников финансирования дефицита.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 56,8 млрд рублей, что на 5,0% ниже, чем на 01.01.2023 в связи с погашением банковских кредитов и облигационных займов. Долговая нагрузка снизилась до 47,9% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов снизилась до 41,0%), что на 10,1 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года долг снизится до 55,3 млрд рублей, долговая нагрузка – до 43,7% от ННД (до 37,0% без учета ИБК и СКК) в связи с ожидаемым погашением облигаций и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 84,1% бюджетными кредитами, на 10,6% банковскими кредитами и на 5,3% облигационными займами. По итогам 2024 года облигационных займов в долговом портфеле уже не будет, при этом доля бюджетных кредитов вырастет до 84,6%, а доля банковских кредитов – до 15,4%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,8% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель составит 1,1% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.11.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
МП БАНК (ООО)
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"