«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг г. Москвы на уровне ruААА
Москва, 22 мая 2024 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Москвы на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности г. Москвы (далее – город, Москва) обусловлен высоким уровнем развития экономики, инвестиционного климата, демографического развития, сбалансированности бюджета, развитым рынком труда и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная налоговая база, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей.
Город Москва – город федерального значения и столица Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Москва является крупнейшей городской агломерацией и финансово-экономическим центром страны. В городе расположены крупнейшие коммерческие и кредитно-финансовые предприятия, представительства крупных российских и зарубежных организаций. На долю города приходится порядка 20% ВРП всех российских регионов. Экономика города высоко диверсифицирована, ключевые отрасли – оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, а также профессиональная, научная и техническая деятельность.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики города обусловлен высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2023 году (далее – отчетный год), по оценке города, составил 30,1 трлн рублей, что на 4,0% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+16,2% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+7,5%), объема платных услуг населению (+10,6%), объема строительных работ (+14,1%). В структуре промышленного производства позитивное влияние оказывает прежде всего развитие обрабатывающих производств (+18,5%), в том числе 2/3 подотраслей показали растущую динамику, среди которых в большей мере выросло производство одежды (в 3,5 раза), электрического оборудования (в 2 раза), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (в 1,4 раза). ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 5,0% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 2,3 млн рублей. По итогам 2024 года город ожидает ВРП в размере 32,6 трлн рублей, что на 2,5% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 5,0, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 13,5% и составили 115,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 5,5% до 21,7 тыс. рублей.
Высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Город имеет высокую численность населения, которая по данным на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 13 149,8 тыс. человек, за последние три года численность выросла на 1,3% прежде всего на фоне миграционного прироста населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2023 года находился на низком уровне и составил 1,8%, что на 0,5 п. п. ниже уровня 2022 год. По итогам текущего года город ожидает безработицу на уровне 1,2%.
Инвестиционный климат находится на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года показал рост на 3,8% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах и составил 6,8 трлн рублей. Среди отраслей наибольшую долю занимают инвестиции в профессиональной, научной и технической деятельности, ИТ и связи, финансах и страховании, транспортировке и хранении, операциях с недвижимым имуществом (суммарно – почти 70% от общего объема инвестиций по крупным и средним организациям). Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 21,3%, инвестиционная привлекательность города оценивается как высокая. По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал прогнозируется городом в размере 7,6 трлн рублей, что на 12,9% выше уровня 2023 года в действующих ценах.
Сбалансированность городского бюджета находится на высоком уровне, доходы бюджета имеют исключительно низкую зависимость от межбюджетных трансфертов. Объем доходов бюджета города по итогам 2023 года составил 4,2 трлн рублей, из которых 98,1% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. ННД в 2023 году выросли на 16,1% к уровню 2022 года, рост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, в том числе наиболее позитивную динамику показал налог на прибыль организаций (+38,8%) в связи с восстановлением финансово-кредитного сектора экономики города, промышленного производства и потребительского спроса, а также отменой института консолидированных групп налогоплательщиков. Диверсифицированная налоговая база города оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков в 2023 году приходилось 8,7% налоговых доходов бюджета. Безвозмездные поступления в бюджет города снизились за 2023 год на 16,1% относительно аналогичного периода 2022 года, в том числе снижение по межбюджетным трансфертам составило 36,2% (снижение наблюдалось по всем межбюджетным трансфертам за исключением дотаций). По итогам 2024 года городом ожидается рост ННД на 3,8% к уровню 2023 года, в связи с чем доходы бюджета практически полностью будут сформированы за счет ННД.
Расходы бюджета города выросли в 2023 году на 22,2% к уровню 2022 года и составили 4,4 трлн рублей, из которых более половины приходилось на социальный блок (расходы в рамках государственных программ «Социальная поддержка семей», «Образование», «Здравоохранение», «Развитие культурно-туристической среды», а также частично «Жилище» и «Развитие цифровой среды и инноваций»). На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 15,6% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета города на высоком уровне. В текущем году доля капитальных расходов вырастет до 17,5%. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на ЖКХ (+368,4 млрд рублей) и национальную экономику (+200,9 млрд рублей). По итогам 2024 года городом ожидается рост расходов бюджета на 8,9% относительно 2023 года, в том числе расходы капитального характера вырастут на 22,7%.
Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 189,5 млрд рублей или 4,6% от ННД, за вычетом привлеченных в 2023 году инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) дефицит бюджета составил 148,9 млрд рублей (3,5% от ННД), который был покрыт за счет иных источников внутреннего финансирования дефицита. По итогам 2024 года город планирует исполнение бюджета с дефицитом 500,3 млрд или 11,7% от ННД, за вычетом ИБК и остатков средств на счетах, направленных на его финансирования, дефицит бюджета составит 308,7 млрд рублей (7,2% от ННД), который будет покрыт за счет выпусков облигационных займов и иных источников внутреннего финансирования дефицита.
Город имеет низкую долговую нагрузку. На 01.01.2024 долг города составил 196,8 млрд рублей, что на 26,2% выше, чем на 01.01.2023, который состоял на 58,8% из облигационных займов и на 41,2% из бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила 4,8% (без учета ИБК – 2,8%). При выполнении в полном объеме Программы государственных внутренних заимствований города в 2024 году государственный долг увеличится в 1,7 раза в основном за счет выпуска облигаций на финансирование дефицита, и в меньшей степени – за счет привлечения ИБК и предоставления государственных гарантий, в результате чего доля облигационных займов в структуре долга увеличится до 69,4%, доля бюджетных кредитов снизится до 26,2%, а доля гарантийных обязательств составит 4,4%. Долговая нагрузка вырастет до 7,7% (без учета ИБК – до 5,7%). Город характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание долга в 2023 году составили 0,2% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,4%. Город имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг г. Москвы был впервые опубликован 11.03.2004. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.11.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов города Москвы, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Москвы принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало г. Москве дополнительные услуги.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.