«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг Амурской области на уровне ruA
Москва, 30 мая 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Амурской области на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Амурской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики и высоким уровнем инвестиционной привлекательности, умеренным уровнем демографического развития и рынка труда, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения, положительное влияние оказывают высокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года, высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная налоговая база.
Амурская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 361,9 тыс. кв. км, административный центр – г. Благовещенск. Экономика региона является диверсифицированной, к ее ключевым секторам относятся промышленное производство и строительство. В промышленном производстве важнейшее значение имеет добыча полезных ископаемых, которая в регионе представлена преимущественно добычей золота и угля. Существенный вклад строительства в регионе обеспечивается реализацией на территории региона крупных инвестиционных проектов в газовой отрасти и развитием транспортной инфраструктуры, строительством космодрома «Восточный».
Обоснование рейтинга
Умеренно сильный уровень развития экономики региона обусловлен умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 834,6 млрд рублей, что в действующих ценах более чем на треть выше уровня предыдущего года. Позитивным образом на динамике ВРП в 2023 году отразился рост строительных работ (+28,5%), оборота розничной торговли (+2,0%) и объема платных услуг (+1,4%), при этом промышленное производство показало снижение (-4,6%). Увеличение строительных работ в регионе поддерживается в том числе строительством объектов в газовой отрасти (Амурский газоперерабатывающий завод, Амурский газохимический комплекс) и развитием транспортной инфраструктуры, включая строительство автомобильных мостов через реки Амур и Зея. В промышленном секторе снижение производства наблюдалось по всем подоотраслям, в том числе в обрабатывающих производствах (в связи с сокращением объемов ремонтно-восстановительных работ подвижных железнодорожных составов) и добыче полезных ископаемых (в связи с сокращением объемов добычи золота). ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне – по итогам 2023 года показатель сложился, по расчетам агентства, в размере 1,1 млн рублей.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,9, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 8,3% и составили 53,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 5,4% до 17,0 тыс. рублей.
Умеренный уровень демографического развития и рынка труда. По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 750,1 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 3,1% на фоне естественный и миграционной убыли населения. Безработица находится на рекордно низком уровне для региона: по итогам 2023 года безработица составила 2,4%, снизившись на 1,7 п. п. относительно уровня 2022 года. В среднем за январь-март 2024 года безработица в регионе снизилась до 1,3%.
Инвестиционный климат оценивается на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом в 1,4 раза в сопоставимых ценах и составили 751,1 млрд рублей. В значительной степени высокие темпы роста инвестиций в основной капитал были обеспечены строительством крупнейших в России заводов газоперерабатывающего кластера, второй очереди космодрома «Восточный», модернизации Восточного полигона железных дорог. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 83,1%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается на умеренно высоком уровне. По итогам 2024 года регион ожидает снижение объема инвестиций в основной капитал до 476 млрд. рублей в связи постепенным завершением к 2025 году крупных инвестиционных проектов (Амурский газоперерабатывающий завод и газохимический комплекс, космодром «Восточный», БАМ-2), а также отсутствием в дальнейшем проектов с аналогичным объемом инвестиций.
Сбалансированность регионального бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 111,7 млрд рублей, из которых 74,7% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 27,3% к уровню 2022 года, в том числе налог на прибыль организаций вырос в 1,7 раза (в связи с реализацией программы модернизации Восточного полигона ОАО «РЖД», а также с ростом цены реализации чистого золота), НДФЛ – на 16,1% (за счет роста фонда начисленной заработной платы и увеличения платежей от налогоплательщиков строительной и золотодобывающей отраслей), НДПИ – в 1,5 раза (за счет роста средней цены чистого золота), акцизы – на 8,6% (за счет увеличения норматива распределения доходов от акцизов на нефтепродукты, а также увеличения объемов реализации подакцизной продукции и индексации ставок акцизов). При этом небольшое снижение продемонстрировали поступления по налогу на имущество организаций (-1,1%, за счет списания сумм переплаты по налогу на имущество организаций) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-0,2%). Диверсификация налоговой базы находится на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, поданным региона, в 2023 году составила 8,8% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 29,9% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за 2023 год снизились на 30,7% относительно 2022 года, снизились все виды межбюджетных трансфертов: субсидии (-34,8%, прежде всего на фоне завершения финансирования строительства автомобильного моста через р. Зея), субвенции (-25,4%, в связи с передачей отдельных полномочий в Социальный фонд России), иные межбюджетные трансферты (-31,3%, в связи с отсутствием в 2023 году единовременной финансовой помощи для приведения дорог в регионе в нормативное состояние) и дотации (-17,8%, в связи с выходом региона в 2023 году из получателей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности). По итогам 2024 года регионом ожидается снижение ННД на 0,7% к уровню 2023 года, в том числе в связи с поэтапным сокращением компенсации выпадающих доходов в результате отмены института КГН в 2023 году и возвратом переплат по налогу на имущество организаций, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ожидается на 20,1%, в связи чем доля ННД в доходах вырастет до 79,7%.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 109,4 млрд рублей, что на 3,9% ниже уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 50,0% всех расходов бюджета. В структуре расходов в денежном выражении наибольшее снижении в абсолютном выражении сложилось по расходам на национальную экономику (-8,6 млрд рублей, в связи с вводом Зейского моста), здравоохранение (-1,1 млрд рублей, в связи со снижением иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе на финансирование ковидных мероприятий) и социальную политику (-1,4 млрд рублей, что связано с передачей части полномочий Социальному фонду России), при этом наиболее существенный рост наблюдался по расходам на межбюджетные трансферты (+1,5 млрд рублей, в связи с предоставлением муниципальным образованиям средств на реализацию инфраструктурных проектов) и образование (+1,0 млрд рублей, на фоне реализации национального проекта и увеличения заработной платы работникам учреждений). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 11,0% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. В 2024 году регион ожидает снижение расходов на 2,2% к уровню 2023 года, при этом капитальные расходы уменьшатся более чем на 20% на фоне завершения строительства крупных объектов, сокращения поступления средств в виде инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), соответственно доля капитальных расходов в структуре расходов снизится до 8,1%.
По итогам 2023 года региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 2,3 млрд рублей или 2,8% от ННД. По итогам 2024 года регион планирует исполнение бюджета с дефицитом 3,0 млрд или 3,6% от ННД, который в основном будет покрыт остатками средств на счетах и ИБК, а оставшаяся часть в размере 0,5 млрд рублей (0,6% от ННД) будет покрыта за счет привлечения рыночного долга.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2024 долг региона составил 34,7 млрд рублей, что на 7,1% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, специальных казначейских кредитов (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 41,6% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов снизилась до 34,3%), что на 7,9 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года долг региона снизится до 33,9 млрд рублей, долговая нагрузка – до 40,9% от ННД (долговая нагрузка без учета ИБК и СКК останется на уровне 34,3%) в связи с ожидаемым погашением части бюджетных и банковских кредитов. В тоже время регион планирует осуществить эмиссию облигационных займов и привлечь банковские кредиты на погашение части долговых обязательств и финансирование дефицита. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 77,8% из бюджетных кредитов и на 22,2% из банковских кредитов, по итогам 2024 года, доля первых снизится до 75,7%, а вторых – до 21,3%, доля облигационных займов в структуре долга составит 3%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 1,0% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Амурской области присвоен впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Амурской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Амурской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Амурской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.