«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Пермского края на уровне ruA+

Москва, 17 июля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Пермского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем инвестиционного климата, умеренно высокой сбалансированностью бюджета, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная экономика. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.

Пермский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр края – город Пермь.  Край является одним из экономически развитых регионов России, ключевыми секторами экономики выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Ведущими отраслями в обрабатывающей промышленности являются химическое производство, машиностроение, производство нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, металлургический комплекс и производство бумажной продукции.

Обоснование рейтинга

Регион имеет высокий уровень развития экономики. Номинальный объем ВРП, по оценке региона, за 2023 год (далее – отчетный год) составил 2,1 трлн рублей. Позитивная динамика реального выпуска после шока санкционного давления 2022 года постепенно возвращается и усиливается – годовой прирост индекса физического объема ВРП в постоянных ценах в 2023 году составил, по данным региона, +0,7%, в 2024 году ожидается прирост на 3,6%. С начала 2024 года в качестве драйвера экономического роста региона выступает обрабатывающая промышленность – в первом квартале увеличение объема производства в ней – +16,4% относительно первого квартала 2023 года. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказал уровень ВРП на душу населения, составивший 0,85 млн рублей в 2023 году. Под давлением жесткости на рынке труда среднедушевые денежные доходы в регионе увеличились в 2023 году на 13% до 44,9 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 13,2 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в отчетном году составило 3,4, а в среднем за три последних года – 3,2. По итогам 2024 года регион ожидает увеличения среднедушевых денежных доходов на 8%, величина прожиточного минимума установлена в размере 14,2 тыс. рублей.

Край характеризуется умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения региона. За последние три года население региона сократилось на 2,2% до 2495,8 тыс. человек на 01.01.2024 (далее – отчетная дата). В регионе наблюдается естественная убыль населения. На 9 родившихся в 2023 году приходилось 13,3 умерших.  Уровень безработицы в регионе находится на низком уровне. За 2023 год он сократился более чем на 60 б. п. до 2,8%, в 2024 году ожидается снижение данного показателя еще на 40 б. п.

Инвестиционный климат в регионе оценивается на умеренном уровне. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года выступает в качестве сдерживающего фактора рейтинговой оценки региона. В 2023 году оно составило 19,8%. По итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 15,8% в сопоставимых ценах и составил 481,4 млрд рублей, в том числе наблюдалось увеличение в обрабатывающей промышленности – на 27,3%, в сфере добычи полезных ископаемых – на 21,2%, в транспортировке и хранении – на 42,4% (в сопоставимых ценах). В январе-марте 2024 года по данным Пермьстата объем инвестиций относительно января-марта 2023 года в этих отраслях показал следующий прирост в сопоставимых ценах: транспортировка и хранение – +85,3%, обрабатывающие производства – +24,7%, добыча полезных ископаемых – +15,7% (на эти отрасли пришлось 9,8%, 42,5% и 22,9% инвестиций в основной капитал соответственно). В 2024 году регион ожидает увеличения объема инвестиций в основной капитал на 18,2% в номинальном исчислении.

Сбалансированность бюджета региона находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года увеличился на 13,9% и составил 243,3 млрд рублей, из которых 82,8% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), прирост доли ННД в доходах составил более 7,5 п. п. По итогам отчетного года сами ННД приросли на 25,2%. В первые 5 месяцев 2024 года доходы бюджета увеличились на 1,4% относительно аналогичного периода прошлого года. Прирост ННД составил 5%. В связи с повышением зарплат в регионе и с ростом числа занятых, доходы от НДФЛ возросли на 22,5%. Доходы от налога на прибыль организаций в результате перераспределения налоговой базы, сложившейся по итогам реорганизации крупного налогоплательщика, сократились на 4,7%. Ввиду ожидаемого сокращения поступлений от налога на прибыль организаций (в 2023 году на него приходилось 49,1% от налоговых доходов), по итогам 2024 года регион прогнозирует снижение ННД на 11,3%. Доходная часть краевого бюджета подвержена умеренным рискам – на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2023 году приходилось 30,9% налоговых доходов, а на долю крупнейшего – 10,9%.

Расходы края по итогам 2023 года выросли на 11,1% по сравнению с 2022 годом и составили 244,5 млрд рублей. Бюджет характеризовался высокой гибкостью: доля капитальных затрат в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 17,1%. В первые 5 месяцев 2024 года расходы бюджета оказались на 3% меньше расходов аналогичного периода прошлого года – по сравнению с январём-маем прошлого года снижение показали расходы на национальную экономику (-1,7%), ЖКХ (-32,6%), культуру и кинематографию (-34,2%), а также на физкультуру и спорт (-6,8%). Наблюдавшееся снижение расходов на ЖКХ на 2,1 млрд рублей в основном обусловлено падением затрат на переселение граждан из аварийного жилого фонда на 1,2 млрд рублей в связи с завершением программы переселения из жилья признанного аварийным до 1 января 2017 года, на культуру – сокращением затрат на строительство объектов общественной инфраструктуры регионального значения на 1,1 млрд рублей в связи с окончанием основных строительно-монтажных работ по ряду объектов.

На 2024 год прогнозируется увеличение расходов на 3,6% до 253,4 млрд рублей. Утвержденный по состоянию на 1 июня 2024 года годовой бюджет сохраняет социальную ориентацию – на расходы социального блока планируется потратить 60% бюджетных средств. Гибкость расходов в 2024 году также оценивается на высоком уровне: доля капитальных расходов по прогнозам составит 18,8%. На 2024 год запланирован рост данного типа расходов на 18,4%.

В 2023 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом в 1,2 млрд рублей или 0,6% ННД, который был покрыт за счет инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК), бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов, остатков средств на счетах. В 2024 году прогнозируется увеличение дефицита до 43,9 млрд рублей или 24,6% от ННД. Покрытие дефицита планируется за счет кредитов коммерческих банков, ИБК, облигационных займов и остатков средств на счетах.

Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2024 долг региона составил 27,7 млрд рублей, что на 35,2% выше, чем на 01.01.2023. Долг на отчетную дату состоял на 100% из бюджетных кредитов. Долговая нагрузка в 2023 году увеличилась на 1 п. п. и на отчетную дату составила 13,7%, а без учета ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов и СКК показала снижение на 2,9 п. п. и составила 7,0%. По итогам 2024 года ожидается рост долга на 22,5 млрд рублей, из которых 22,3 млрд рублей планируется занять в коммерческих банках. Долговая нагрузка увеличится до 28,1% (без учета ИБК и СКК – до 20,3%), но будет оставаться на комфортном уровне.  Эффективное управление долгом, а также наличие в долговом портфеле только бюджетных кредитов обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,1% ННД в 2023 году, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет остатки средств на счетах, а также доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пермского края был впервые опубликован 09.09.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 31.01.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Пермского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Пермского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Пермскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"