«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Свердловской области на уровне ruАА-

Москва, 6 августа 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Свердловской области (далее – область, регион) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики, демографического развития, развитым рынком труда, комфортным уровнем инвестиционного климата, высоким уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий ВРП на душу населения, уровень доходов населения к прожиточному минимуму, низкая безработица. Давление оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП и отрицательная динамика численности населения.

Свердловская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является диверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.

Обоснование рейтинга

Умеренно сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 3,9 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 7,3% выше уровня 2022 года. Рост ВРП поддержан положительной динамикой промышленного производства (+9,3% к уровню 2022 года), строительства (+23,8%), розничной торговли (+4,6%) и объема платных услуг (+10,0%). Поддержку в росте промышленного производства оказали предприятия обрабатывающей промышленности: индекс обрабатывающих производств составил 112,0%. В тоже время значительная часть промышленного производства региона сконцентрирована в 17 моногородах, что свидетельствует о социальных рисках в регионе и оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку. За 5 месяцев 2024 года индекс промышленного производства составил 104,4% и в основном сложился за счет роста обрабатывающего сектора (+5,4%). Кроме того, по итогам 5 месяцев 2024 года зафиксирован существенный прирост в обороте розничной торговли и строительстве (+9,2% и +24,2% в сопоставимых ценах соответственно относительно аналогичного периода прошлого года). По итогам 2024 года регион прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,4% до 4,4 трлн рублей.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 13,3% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился в размере 0,9 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 3,8. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 13,2% к уровню 2022 года и составили 53,3 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 14,1 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 7,3% до 57,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 15,3 тыс. рублей.

Умеренно высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона находится на высоком уровне, по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 4222,7 тыс. человек. Наблюдается отрицательная динамика численности, за последние три года убыль населения составила 1,6%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения региона обусловлены преимущественно естественной убылью. Уровень безработицы в регионе в 2023 году составил 2,4%, что на 1,1 п. п. ниже, чем в 2022 году, что позитивно влияет на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,4%. По данным Росстата безработица за март-май текущего года составила 1,7%.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 720,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 16,1% выше значения 2022 года. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 16,3%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно высокая. За 1 квартал 2024 года объем инвестиций составил 155,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше аналогичного периода прошлого года на 38,1%. По итогам 2024 года регионом ожидаются инвестиции в основной капитал на уровне 805,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,1% выше уровня 2023 года. На территории области действует особая экономическая зона «Титановая долина», территории опережающего развития, индустриальные парки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Сбалансированность бюджета характеризуется высоким уровнем. Доходы областного бюджета за отчетный год увеличились на 20,3% и составили 448,5 млрд рублей за счет роста поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом ННД за 2023 год увеличились на 30,6% и составили 399,0 млрд рублей, что обусловлено в основном ростом поступлений по налогу на прибыль организаций (в 1,6 раза) и НДФЛ (+13,2%). Доля ННД в доходах бюджета региона за 2023 год увеличилась на 7,1 п. п. и составила 89,0%, что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет налога на прибыль организаций (46,2%), НДФЛ (31,8%) и акцизов (7,7%). Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 20,5% налоговых доходов, на крупнейшего налогоплательщика – 6,1% налоговых доходов. По итогам первого полугодия текущего года доходы областного бюджета составили 216,5 млрд рублей за счет роста поступлений по ННД на 1,4% относительно аналогичного периода прошлого года до 192,5 млрд руб. Наибольший прирост поступлений по ННД сложился по НДФЛ (+28,1%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+29,3%). При этом поступления по налогу на прибыль организаций составили 76,0 млрд рублей, что на 20,8% ниже уровня прошлого года. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за отчетный год снизились на 31,6% и составили 42,9 млрд рублей. Снижение произошло по всем видам трансфертов. За 6 месяцев текущего года объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета снизился на 6,8% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 20,7 млрд рублей. По итогам 2024 года регионом прогнозируются снижение поступлений по ННД на 3,9% до 383,3 млрд рублей, межбюджетных трансфертов на 15,5% до 36,2 млрд рублей.

Расходы регионального бюджета за 2023 год выросли на 5,9% по сравнению с 2022 годом и составили 397,4 млрд рублей. В структуре расходов преобладала социальная направленность, доля которых за отчетный год составила 66,7%. За 2023 год наблюдался наибольший прирост по расходам на национальную экономику и образование (+12,3 млрд рублей и +11,9 млрд рублей соответственно), при этом наибольший спад зафиксирован по расходам на физическую культуру и спорт (-9,9 млрд рублей). Капитальные расходы за отчетный год снизились на 29,4% и составили 36,2 млрд рублей. Доля капрасходов в общем объеме расходов составила 9,1%, при этом 22,0% капрасходов профинансированы за счет целевых средств федерального бюджета. За 1 полугодие текущего года расходы областного бюджета увеличились на 10,5% относительно аналогичного периода прошлого года. По итогам 2024 года регион ожидает рост расходов областного бюджета на 10,3% до 438,4 млрд рублей, при этом капитальные расходы снизятся на 9,8%, и их доля составит 7,5%.

По итогам 2023 года бюджет исполнен с профицитом в 51,1 млрд рублей или 12,8% от ННД. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом 18,3 млрд руб. или 4,8% от ННД, который будет покрыт за счет инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК), остатков на едином счете бюджета и на депозитных счетах в кредитных организациях.

Сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2023 год увеличился на 1,6% и составил 108,1 млрд рублей за счет привлечения ИБК и специального казначейского кредита (далее – СКК). Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 27,1% (без учета ИБК, СКК долговая нагрузка составила 22,4%). В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты – 66,0%, на долю облигационных займов приходится 34,0%. По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение долга на 0,4% до 107,7 млрд рублей, при этом долговая нагрузка составит 28,1% (без учета ИБК, СКК – 22,2%). Расходы на обслуживание долга в отчетном году снизились на 7,6% и составили 0,9% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года ожидается рост данных расходов до 1,0% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.02.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"