«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Калининградской области на уровне ruА+
Москва, 14 августа 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Калининградской области (далее – область, регион) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, демографии и сбалансированности бюджета, приемлемым уровнем инвестиционного климата, развитым рынком труда и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий ВРП на душу населения, положительная динамика численности населения, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная экономика, низкая безработица. Давление оказывает низкая доля инвестиций в основной капитал к ВРП.
Калининградская область – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающую промышленность. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен сдержанными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 775,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,1% ниже уровня 2022 года. Снижение ВРП связано со снижением промышленного производства: из-за транспортно-логистических ограничений, прекращением налаженных партнерских связей индекс промышленного производства в 2023 году составил 94,7%. На отрицательную динамику подействовало снижение производства в обрабатывающей промышленности (-5,1%), добыче полезных ископаемых (-5,6%) и энергетике (-8,9%). Первое полугодие 2024 года регион завершил с ростом промышленного производства (+8,1%), сельского хозяйства (+11,1%), строительных работ (+15,0%), розничного товарооборота (+11,8%) и платных услуг (+8,5%). Поддержку в росте промышленного производства оказали все отрасли промышленности: обрабатывающие производства (+9,6%), обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (+5,5%), добыча полезных ископаемых (+3,6%) и производство электроэнергии (+4,6%). По итогам 2024 года регион прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 4,7% до 876,6 млрд рублей, промышленного производства – на 9,2%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 5,0% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,8 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на умеренно высоком уровне и составило 2,9. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 12,9% к уровню 2022 года и составили 43,3 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 14,8 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 8,0% до 46,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 15,9 тыс. рублей.
Умеренно высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона находится на умеренно низком уровне, по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1033,9 тыс. человек, прирост населения за последние три года составил 1,2% за счет положительного миграционного сальдо. Уровень безработицы в регионе в 2023 году составил 3,0%, что на 0,1 п. п. ниже, чем в 2022 году. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,7%.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 196,0 млрд рублей, что на 42,7% выше аналогичного периода 2022 года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 19,1%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как высокая. За 1 квартал 2024 года объем инвестиций составил 24,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже аналогичного периода прошлого года на 13,1%. По итогам 2024 года регион ожидает увеличение объёма инвестиции в основной капитал на 6,2% в действующих ценах до 208,2 млрд рублей. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровнем. Объем доходов областного бюджета за отчетный год снизился на 5,1% и составил 100,1 млрд рублей в связи со снижением поступлений межбюджетных трансфертов на 25,4%. Из доходов были исключены трансферты бюджету Калининградской области на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории региона, и резидентов Особой экономической зоны, т.к. данные средства транзитом проходят через бюджет региона (он их только администрирует). По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) увеличились на 9,0% и составили 71,8 млрд рублей за счёт роста поступлений по налогу на прибыль организаций (+20,3%), НДФЛ (+10,3%) и акцизам (+8,0%). Диверсификация налоговой базы региона оценивается на высоком уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 17,8% налоговых доходов, на долю крупнейшего налогоплательщика – 2,9% налоговых доходов. По итогам первого полугодия текущего года доходы областного бюджета составили 54,7 млрд рублей, что на 14,0% превышает аналогичное значение прошлого года в связи с опережающим ростом поступлений по ННД. Поступления по ННД увеличились на 21,7% и составили 38,0 млрд рублей. Наибольший прирост поступлений по ННД сложился по НДФЛ (в 1,6 раза) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в 1,4 раза). При этом поступления по налогу на прибыль организаций сократились на 13,3% и составили 8,3 млрд рублей, что связано с отменой института КГН. Межбюджетные трансферты по итогам первого полугодия текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 1,9% и составили 16,4 млрд рублей за счет роста субсидий на 25,6%. По итогам 2024 года ожидается увеличение ННД на 5,1% до 75,5 млрд рублей, межбюджетных трансфертов в 1,4 раза (за счет увеличения субсидии на реализацию мероприятий госпрограммы РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области»), в результате чего доходы областного бюджета увеличатся на 7,5% и составят 107,6 млрд рублей.
Расходы регионального бюджета за 2023 год выросли на 9,1% по сравнению с 2022 годом и составили 113,4 млрд рублей. В структуре расходов преобладала социальная направленность, доля которых за отчетный год составила 50,4% или 57,1 млрд рублей. Наибольший прирост за отчётный год наблюдался по расходам на культуру (+24,7%), ЖКХ (+19,6%) и образование (+12,7%). Капитальные расходы за отчетный год увеличились в 1,7 раза и составили 25,9 млрд рублей. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне: доля капрасходов в общем объеме расходов составила 22,8%. По итогам 1 полугодия текущего года расходы областного бюджета снизились на 5,2% от аналогичного периода прошлого года и составили 48,4 млрд рублей. Снижение связано с сокращением расходов на национальную экономику по подразделу «Дорожное хозяйство» на 4,5 млрд рублей. При этом расходы на образование увеличились на 2,5 млрд рублей до 13,8 млрд рублей в связи со строительством переходящих общеобразовательных объектов. По итогам 2024 года регион ожидает рост расходов областного бюджета на 2,5% до 116,3 млрд рублей, капитальные расходы сохранятся на уровне прошлого года.
По итогам 2023 года бюджет исполнен с дефицитом в 13,3 млрд рублей или 18,5% ННД, за вычетом остатков денежных средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), на опережающее финансирование расходов, специального казначейского кредита (далее – СКК) дефицит бюджета составил 5,5 млрд рублей или 7,6% ННД и был покрыт за счет кредитов коммерческих банков. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом 8,7 млрд рублей или 11,5% от ННД. За вычетом ИБК и остатков денежных средств на счетах дефицит составит 2,9% от ННД и будет покрыт за счет коммерческих заимствований.
Сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2023 год увеличился на 24,7% и составил 33,9 млрд рублей за счет привлечения ИБК, СКК и банковских кредитов. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 47,2% (без учета ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 36,2%). В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты – 74,3%, доля банковских кредитов составляет 16,2%, облигационных займов и госгарантий 9,3% и 0,2% соответственно. По итогам 2024 года регионом прогнозируется увеличение долга на 9,5% до 37,1 млрд рублей за счет привлечения банковских кредитов и размещения ценных бумаг, при этом долговая нагрузка увеличится на 1,8 п. п. и составит 49,1% (без учета ИБК и СКК – 44,3%). Расходы на обслуживание долга в отчетном году увеличились на 16,7% и составили 0,4 млрд рублей или 0,5% от ННД. По итогам текущего года запланирован рост данных расходов в 3 раза до 1,1 млрд рублей или 1,5% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.02.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.