«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг облигаций ООО «Транспортная концессионная компания» класса Б на уровне ruA+

Москва, 3 сентября 2024 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг облигаций ООО «Транспортная концессионная компания» класса Б на уровне ruA+.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги Облигации неконвертируемые процентные документарные на предъявителя класса Б с обязательным централизованным хранением, с возможностью досрочного погашения по требованию их владельцев
Идентификационный номер выпуска и дата его присвоения №4-02-36523-R от 15.09.2016
ISIN RU000A0JWU23
Объем эмиссии 2,013 млрд руб.
Дата начала размещения 27.09.2016
Дата погашения 20.09.2046

Облигации класса Б не являются конвертируемыми, условия эмиссии не подразумевают их списания, однако в отличие от облигаций классов А1, А2, А3, А4 эмитента, они не имеют обеспечения. Облигации классов А1, А2, А3, А4 обеспечены залогом всех денежных требований к концеденту, вытекающих из концессионного соглашения (КС) с г. Санкт-Петербург (ruAAA, стаб.), всех требований, вытекающих из договора специального залогового счета эмитента в АО «Банк СГБ» (ruA-, стаб.), а также требований о получении 50% выручки, причитающейся эмитенту по договору распределения выручки с расчетным центром (СПб ГКУ «Организатор перевозок»).

Облигации класса Б имеют более длинный срок погашения и не могут погашаться эмитентом досрочно по своему усмотрению, в отличие от облигаций классов А1, А2, А3, А4, ввиду чего Агентство оценивает их кредитный рейтинг на один уровень ниже относительно условного рейтингового класса эмитента.

ООО «Транспортная концессионная компания» (далее – «ТКК», компания, эмитент) – концессионер, заключивший 30.05.2016 КС на срок 30 лет с администрацией Санкт-Петербурга, подразумевающее передачу в эксплуатацию концессионеру четырех трамвайных маршрутов в Красногвардейском районе города. Концессионер при этом в соответствии с соглашением обязался реконструировать трамвайные пути, построить депо и приобрести подвижной состав, завершив указанные работы в 2019 г.

Применительно к «ТКК» агентством выделяются следующие факторы.

Риски стадии проектирования и строительства отсутствуют.

Первая очередь маршрутной сети скоростного трамвая «Чижик» была запущена в марте 2018 года, вторая – в декабре этого же года. 1 сентября 2019 г. были официально открыты все четыре заявленные трамвайные маршруты, по которым, в настоящее время курсируют 23 закупленные ранее инновационные подвижные составы. Таким образом, «ТКК» успешно завершила инвестиционную стадию проекта и начала стадию полной эксплуатации объекта, в связи с чем риски проектирования и строительства, по мнению агентства, отсутствуют.

Низкие эксплуатационные риски.

По итогам 6 месяцев 2024 года выручка компании составила 1,5 млрд руб., из которых 1,3 млрд руб. составил эксплуатационный платеж от концедента, оплата которого производится в течение трех месяцев после окончания соответствующего квартала. В связи с открытием станции метро Ладожская, которая с марта 2023 г. была закрыта на ремонт, с конца января 2024 г. наблюдается постепенное восстановление пассажиропотока. Указанная станция метро является ключевым пересадочным узлом для всех 4-х трамвайных маршрутов, эксплуатируемых компанией. На 2025 г. заложен рост пассажиропотока в размере 3%, что в том числе обусловлено ожидаемым приростом населения в близлежащем районе. За период 30.06.2023-30.06.2024 «ТКК» получала эксплуатационные платежи своевременно, каких-либо значимых претензий от концедента, связанных с ненадлежащей эксплуатацией, за указанный период не отмечено.

Риски поставок и сырья по проекту оцениваются как минимальные, поскольку в структуре основных поставщиков преобладают поставщики электроэнергии, услуг по техническому обслуживанию подвижного состава, а также техническому обслуживанию транспортной инфраструктуры. Компания имеет складской запас комплектующих и оборудования, позволяющий проводить эксплуатацию в штатном режиме на горизонте не менее года.

Финансовые риски оцениваются как умеренно низкие.

Высокий уровень прогнозной ликвидности. Уровень прогнозной ликвидности сохраняется на комфортном уровне: на горизонте 24 месяцев от отчетной даты показатель составил 1,06, несмотря на продолжающийся рост расходов по обслуживанию долга.  Горизонт в 24 прогнозных месяца применяется для корректного соотношения доступной ликвидности к выплатам по облигациям, которые осуществляются компанией один раз в год.

Агентство ожидает, что все свободные денежные средства на залоговом счете в целях снижения долговой нагрузки компания будет направлять на частичное досрочное погашение облигационных выпусков в соответствии с графиком купонных выплат и приоритетным погашением выпусков классов А3 или А4, по которым ожидается повышение ставки купонов на очередной период до текущего рыночного уровня после прохождения оферт в 2024 г.

Умеренно-высокие показатели финансовой состоятельности проекта и умеренно низкая подверженность рыночным рискам. На рассматриваемом горизонте действия КС до 2046 года достаточность денежных средств, доступных для обслуживания долга, оценивается на приемлемом уровне – минимальные показатели DSCR и ISCR за период эксплуатации, по расчетам агентства составляют 1,6 и 2,7 соответственно, снизившись по сравнению с расчетами прошлого года ввиду скорректированных расходов по обслуживанию долга. Значение показателя отношения прогнозных номинальных денежных потоков от проекта накопленным итогом к номинальным обязательствам (включающим обязательства по погашению основного долга и процентов) компании накопленным итогом за соответствующий период составило 1,1, что оценивается нейтрально.

Показатели обслуживания долга компании умеренно подвержены рыночным рискам. Ранее в 2022 году в ходе оферт «ТКК» зафиксировала ставки купонов по траншам А1 (до сентября 2027 г.), А2 и Б (оба транша – до 4 кв. 2025 г.) на рыночном уровне, отменив привязку к индексу потребительских цен. Ввиду наличия предстоящих оферт по облигациям риск волатильности процентных расходов сохраняется и на будущие периоды.  Операционные расходы и доходы компании умеренно подвержены рыночным рискам, поскольку концессионное соглашение предусматривает механизм гарантии минимальной доходности проекта через ежеквартальный эксплуатационный платеж, который позволяет компенсировать недополученную выручку от услуг перевозки. Общий лимит выплат концедента составляет совокупно до 32,7 млрд руб. без НДС в ценах 2015 г. и ежегодно индексируется на основе индекса потребительских цен в соответствии с формулой, установленной концессионным соглашением. Агентство отмечает, что обслуживание обязательств эмитентом во многом зависит от своевременности и полноты поступлений соответствующих эксплуатационных платежей от концедента.

Умеренные риски рефинансирования. Агентство отмечает, что по выпускам облигаций компании возможен риск предъявления оферты со стороны инвесторов. Однако с учетом намерения и возможности «ТКК» установить рыночные ставки купонов и, учитывая успешный опыт прохождения предыдущих оферт, агентство оценивает данные риски как приемлемые.

Умеренно низкие корпоративные риски и риски управления проектом.

Агентство умеренно высоко оценило качество управления проектом. Агентством принимались во внимание значительный опыт акционеров в реализации различных проектов в формате государственно-частного партнерства, умеренно высокий уровень регламентации мониторинга проекта, наличие внутренних документов, регламентирующих правила отбора контрагентов, а также формализованный порядок создания резервов. Сдерживающим фактором является низкая степень детализация финансовой модели проекта. Позитивное влияние также оказывает достаточный уровень страховой защиты в отношении имущества компании и связанной с ним гражданской ответственности.

Агентство отмечает, что во 2 кв. 2024 г. «ТКК» осуществила вклад в имущество дочерней компании в размере 0,7 млрд руб. для целей досрочного закрытия расчетов по заключенным в 2023 г. договорам купли-продажи долей ООО «ТКК», частично за счет средств на незалоговом счете эмитента и частично за счет привлечения заемных средств. В результате проведенных операций величина собственных средств компании сократилась на 0,41 млрд руб. по итогам 1-го полугодия 2024 года, несмотря на полученную чистую прибыль в размере 0,28 млрд руб. По информации компании, на горизонте 12 месяцев изменений в составе акционеров не ожидается.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг облигационного займа ООО «ТКК» класса Б (ISIN RU000A0JWU23) был впервые опубликован 30.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз в отношении кредитного рейтинга облигационного займа ООО «ТКК» класса Б был опубликован 13.09.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялись методология присвоения кредитных рейтингов долговым инструментам (вступила в силу 19.12.2023), методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям (вступила в силу 24.05.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг отражает всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ТКК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ТКК» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало ООО «ТКК» дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"