«Эксперт РА» выразил независимое мнение о соответствии облигаций ООО "СОПФ ДОМ.РФ" принципам социальных облигаций
Москва, 27 сентября 2024 г.
В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования ДОМ.РФ» (далее - Облигации) соответствует принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).
Планируемый выпуск Облигаций полностью соответствует четырем базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:
Использование средств | Использование денежных средств направлено на реализацию социальных проектов, которые вносят вклад в достижение национальных целей и целей устойчивого развития ООН, а также соответствуют международным принципам устойчивого финансирования. |
Процесс оценки и отбора проектов | Процесс оценки и отбора проектов состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком. |
Управление средствами | Финансирование осуществляется через специально созданное юридическое лицо. Средства, полученные от размещения Облигаций, полностью направляются на финансирование реализации отобранных проектов. |
Отчетность | Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон. |
Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ ДОМ.РФ» (далее – СОПФ, Эмитент) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.
Эмитентом представлены документы, устанавливающие подходы к оценке и отбору проектов, одобрению финансирования, управлению средствами, подготовке и публикации отчетности в рамках «социального» финансирования.
Предварительные параметры выпуска:
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, обеспеченные залогом денежных требований и поручительством |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-10-00598-R-001P от 17.09.2024 |
ISIN | RU000A109N54 |
Объем эмиссии | не более 15 млрд руб. |
Дата размещения | 27.09.2024-30.09.2024 |
Дата погашения | 25.09.2026 |
Обоснование мнения
Использование средств. СОПФ было создано для реализации механизма «инфраструктурные облигации», утвержденного принятыми Правительством РФ правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования1 (далее – Программа). Основная деятельность СОПФ – выпуск облигаций, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства (проектирования, реконструкции) объектов социальной, инженерной, дорожно-транспортной, энергетической и IT-инфраструктуры, а также наёмных домов (далее – Проекты) через выдачу займов застройщикам, концессионерам и частным партнерам, дочерним обществам субъектов РФ, в т.ч. с последующей выдачей займов региональным застройщикам. Ключевые цели финансируемых Проектов – обеспечение жилищного строительства, достижение инфраструктурной обеспеченности территории и развитие городской среды.
Основными задачами Программы являются:
- Доступность. Достижение целевых показателей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
- Развитие. Обеспечение экономического роста региона и привлечение средств широкого круга инвесторов;
- Поддержка. Увеличение темпов строительства жилья.
Виды Проектов, которые могут финансироваться в рамках Программы:
- объекты социальной инфраструктуры (включая объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма);
- сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения, газо-, тепло- и электроснабжения);
- объекты транспортной инфраструктуры;
- общественные пространства (включая городские парковки);
- общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства;
- объекты благоустройства территорий, в т.ч. для их освещения;
- объекты электроэнергетики;
- гидротехнические сооружения (сооружения, предназначенные для защиты от наводнения, разрушения берегов и дна водохранилищ, рек);
- объекты информационных технологий.
Таким образом, утвержденная Программа основана на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевает создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Такое использование средств соответствует Принципам социальных облигаций.
Процесс оценки и отбора проектов. Принятие решения об отборе Проектов осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия) или Межведомственной комиссией по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России, Межведомственная комиссия). Минстрой России утвердил положение о Межведомственной комиссии, а также порядок принятия решений об отборе Проектов. В состав Межведомственной комиссии входят уполномоченные лица, которые принимают решение об отборе Проектов. Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование строительства социальной, инженерной, дорожно-транспортной, энергетической и IT-инфраструктуры, наемных домов, а также наличие экспертного заключения АО «ДОМ.РФ» о целесообразности реализации Проектов. Экспертиза Проекта проводится АО «ДОМ.РФ» в соответствии с утвержденным регламентом, в т.ч. на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта РФ или его заместителя, на территории которого планируется реализация Проектов. Ранее в рамках зарегистрированной Программы облигаций (регистрационный номер 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных Банком России 02.08.2021 и 27.02.2023), было размещено восемь выпусков социальных облигаций: два выпуска в 2021 году - 23.09.2021 и 23.12.2021 (уже погашен) объемом 10 млрд руб. каждый, два выпуска в 2022 году - 18.10.2022 объемом 15 млрд руб. и 21.12.2022 объемом 10 млрд руб., два выпуска в 2023 году - 26.05.2023 объемом 15 млрд руб. и 31.08.2023 объемом 30 млрд руб., и два выпуска в 2024 году - 28.02.2024 объемами 15 млрд руб. и 5 млрд руб. Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций.
Управление средствами. Утвержденная Концепция социальных облигаций Эмитента (далее – Концепция) описывает процесс управления средствами. Финансирование Проектов привлекается через специальное юридическое лицо - СОПФ, что подразумевает обособленность учета. В соответствии с условиями Программы, денежные средства, полученные от размещения Облигаций для финансирования Проектов, подлежат зачислению на залоговый счет Эмитента. На всех стадиях строительства будет вестись сопровождение одобренных Проектов, контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. Порядок выдачи и учета займов регламентирован внутренними документами, регулирующими проведение экспертиз, выдачу и учет займов, утверждёнными Эмитентом. Планируется регулярное раскрытие информации о реализации Проектов. Таким образом, управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций.
Отчетность. Раскрытие информации об использовании денежных средств и ходе исполнения Проектов осуществляется в соответствии с Концепцией. В частности, информация о Проектах будет раскрываться на корпоративном сайте СОПФ, содержать тип Проектов, сроки и статус их реализации, объем финансирования и вклад в достижение национальных целей, а также иную дополнительную информацию. Эмитент будет осуществлять подготовку единой отчетности по всем выпускам Облигаций в рамках Программы Облигаций 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных Банком России 02.08.2021 и 27.02.2023). В расширенном формате информация будет направляться ежеквартально Межведомственной и Правительственной комиссиям. Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам социальных облигаций.
Регуляторное раскрытие
При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 07.03.2024).
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ДОМ.РФ», ООО «СОПФ ДОМ.РФ», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций СОПФ принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности СОПФ исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной СОПФ отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций СОПФ принципам социальных облигаций (second party opinion).
1 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»