«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар на уровне ruА+
Москва, 11 октября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности муниципального образования город Краснодар на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности муниципального образования город Краснодар (далее – город, муниципалитет, Краснодар) обусловлен высоким уровнем развития экономики, приемлемым уровнем инвестиционного климата, демографического развития и сбалансированности бюджета, развитым рынком труда с ограниченными ресурсами и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности на душу населения, среднегодовой численности населения. Давление оказывает недиверсифицированная структура экономики.
Краснодар является административным и экономическим центром Краснодарского края. Экономика муниципалитета концентрирована, наибольший удельный вес занимают торговля (50,7%) и промышленность (23,8%). Город стабильно входит в лидеры среди муниципальных образований в общекраевых объемах промышленного производства. Основными направлениями промышленного комплекса города являются: приборостроение и металлообработка, производство пищевых и сельскохозяйственных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий. В Краснодаре располагается штаб-квартира АО «Тандер», представляющая одну из ведущих розничных сетей в стране «Магнит». Как крупнейший налогоплательщик, «Магнит» является градообразующим предприятием, которое вносит весомый вклад в развитие и благоустройство города.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики города обусловлен сильными размерными характеристиками: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке города, 1,6 трлн рублей, что на 18,9% выше уровня 2022 года в действующих ценах. Рост экономики поддержан положительной динамикой промышленного производства (+3,2%) и розничной торговли (+14,1%). По итогам 2024 года городом прогнозируется прирост объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности на 9,3% в действующих ценах на уровне 1,7 трлн рублей. За семь месяцев текущего года наиболее высокие темпы роста объемов отгруженной продукции отмечаются по предприятиям обрабатывающих отраслей, занятым в металлургическом производстве (в 1,5 раза), производстве химических веществ и химических продуктов (в 1,5 раза), напитков (в 1,5 раза), пищевых продуктов (в 1,2 раза), а также бумаги и бумажных изделий (в 1,2 раза). Кроме того, зафиксирован прирост относительно аналогичного периода прошлого года в обороте розничной торговли (+20,4%), строительстве (+36,2%), платных услугах населению (+3,8%).
По расчетам агентства, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности на душу населения города по итогам отчетного года вырос на 17,0% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 1,3 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года значение данного показателя превысит уровень 2023 года на 7,5% в действующих ценах.
Приемлемый уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения города находится на высоком уровне, по данным Росстата по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1243,8 тыс. человек и за последний год увеличилась на 1,4%. На протяжении 3 лет в городе наблюдается миграционный приток населения. Уровень безработицы в городе по итогам 2023 года составил 0,2% и сократился на 0,2 п. п. относительно предыдущего года. Сложившийся в городе крайне низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что ограничивает дальнейшее развитие экономики. По итогам 2024 года городом ожидается значение данного показателя на уровне 0,1%.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 195,6 млрд рублей, что на 33,2% выше уровня предыдущего года в действующих ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности за последние три года находилось на низком уровне и составило 11,6%. По итогам 2024 года городом ожидается прирост инвестиции в основной капитал в 1,5 раза в действующих ценах до 293,0 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета находится на приемлемом уровне. Объем доходов городского бюджета за отчетный год вырос в 1,5 раза и составил 77,2 млрд рублей, из которых 38,5% приходилось на налоговые и неналоговые доходы городского бюджета (далее – ННД). ННД выросли на 15,8% относительно уровня 2022 года, межбюджетные трансферты – в 1,8 раза. По итогам восьми месяцев текущего года доходы составили 55,3 млрд рублей, что на 32,1% выше аналогичного периода прошлого года в связи с ростом поступлений по ННД (+31,8%) и безвозмездных поступлений от других бюджетов (+31,9%). Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по НДФЛ (+36,0% из-за роста фонда оплаты труда) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+46,4% в связи с увеличением налогооблагаемой базы). При этом поступления по налогу на прибыль снизились на 12,6%, что связано с изменением законодательства в части отмены с 2023 года института консолидированных групп налогоплательщиков. Межбюджетные трансферты от других бюджетов за восемь месяцев текущего года выросли на 31,9% и составили 32,1 млрд рублей. Рост наблюдался по всем видам трансфертов, кроме иных межбюджетных трансфертов. По итогам 2024 года городом планируется увеличение поступлений по ННД на 14,2%, безвозмездных поступлений – на 11,5%.
Диверсификация налоговой базы муниципалитета оценивается на высоком уровне: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,4% налоговых доходов, доля крупнейшего налогоплательщика составляла 3,5% в налоговых доходах местного бюджета.
Расходы городского бюджета за отчётный год выросли в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом и составили 76,6 млрд рублей. Доля капрасходов в общем объеме расходов увеличилась на 10,9 п. п. относительно аналогичного уровня 2022 года и сложилась на уровне 33,5%, при этом 88,3% капрасходов профинансированы за счет межбюджетных трансфертов. За 8 месяцев текущего года расходы городского бюджета увеличились на 31,1% и составили 53,2 млрд рублей. Существенный рост отмечен по расходам на ЖКХ (+4,4 млрд рублей в связи с реализацией социально-значимого проекта), национальную экономику (+3,9 млрд рублей в связи с участием города в региональном проекте «Жильё») и образование (+2,4 млрд рублей из-за роста расходов на обеспечение функционирования новых и действующих учреждений). В связи со значительным ростом расходов на ЖКХ и национальную экономику доля расходов социального блока за восемь месяцев текущего года снизилась на 8,6 п. п. относительно аналогичного периода прошлого года (до 60,0%). По итогам 2024 года объем расходов ожидается с ростом на 20,4% к уровню 2023 года.
По итогам 2023 года городской бюджет исполнен с профицитом в объеме 0,6 млрд рублей или 2,1% от ННД. В 2024 году муниципалитет планирует исполнение бюджета с дефицитом в сумме 5,1 млрд рублей или 15,1% от ННД, который будет покрыт в основном за счет остатков средств на счетах.
Муниципалитет имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг муниципалитета за 2023 год увеличился на 7,0% и составил 4,4 млрд рублей в связи с привлечением бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов в объеме 0,9 млрд рублей. Долговая нагрузка при этом снизилась на 1,2 п. п. и составила 14,8% (без учета бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 11,6%), что связано с опережающим ростом ННД. В структуре долга наибольший удельный вес приходился на бюджетные кредиты – 78,1%, на долю облигационных займов – 21,9%. По итогам 2024 года городом прогнозируется снижение долга на 25,7% до 3,3 млрд рублей. Долговая нагрузка, по расчетам агентства, по состоянию на 01.01.2025 снизится на 5,2 п. п. до 9,6%. В связи с планируемым привлечением банковских кредитов, а также погашением части облигационного займа и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов, изменится структура долга на 01.01.2025: снизятся доли бюджетных кредитов и облигационных займов до 76,7% и 9,8% соответственно, 13,5% будут занимать банковские кредиты. Город характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание муниципального долга в 2023 году составили 0,4% от ННД, по итогам 2024 года показатель составит 0,2%. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар был впервые опубликован 23.12.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.04.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Краснодара принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало муниципальному образованию г. Краснодар дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.