«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Нижегородской области на уровне ruА+
Москва, 29 октября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Нижегородской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики и комфортным инвестиционным климатом, умеренным уровнем демографического развития и рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно высокой сбалансированностью бюджета и умеренно низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума.
Нижегородская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают производство автотранспортных средств, металлургия, химия и нефтепереработка. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 2,7 трлн рублей, что более чем на 11% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+11,7% к уровню 2022 года), в том числе обрабатывающих производств (+12,1%), а также сельского хозяйства (+11,1%) (по данным Нижегородстата), оборота розничной торговли (+8,3%), объема платных услуг населению (+3,1%), объема строительных работ (+27,6%). Кроме того, новым вектором развития стала политика импортозамещения, что позволило стимулировать внутренний спрос в металлургии, машиностроении, производстве электрооборудования и других отраслях. За 8 месяцев текущего года промышленный сектор также демонстрирует положительную динамику (+4,1% к уровню 8 месяцев 2023 года), поддержку ему оказывают обрабатывающая промышленность (+3,7%), энергетический комплекс (+8,7%), а также деятельность организаций по обеспечению водоснабжения, водоотведения, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+6,8%). Кроме того, рост наблюдается по обороту розничной торговли (за 8 месяцев текущего года +8,3% к уровню аналогичного периода 2023 года) и объему платных услуг (+6,4%), при этом производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 4,3% (по данным Нижегородстата), объем строительных работ – на 2,2%. По итогам 2024 года регион ожидает увеличение ВРП на 4,0% в сопоставимых ценах к уровню 2023 года до 3,0 трлн рублей, индекс промышленного производства ожидается на уровне 104,1%, оборота розничной торговли – 108,6%, строительных работ – 106,5%. В сельском хозяйстве по итогам 2024 года ввиду погодных условий регионом ожидается сокращение валового сбора сельскохозяйственных культур на 14%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 19,0% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,9 млн рублей. По итогам 2024 года, по расчетам агентства, ожидается рост данного показателя на 12,8% до 1,0 млн рублей.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 3,6, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 10,3% и составили 50,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума приросла на 3,3% до 13,5 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом прогнозируется рост доходов населения на 19,6% до 60,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 14,5 тыс. рублей, отношение данных показателей составит 4,1.
Умеренный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами. Регион имеет высокую численность населения, которая на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 3060,3 тыс. человек, однако за последние три года численность снизилась на 2,7% прежде всего на фоне естественный убыли населения. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2023 года безработица составила 1,9%, снизившись на 2,2 п. п. относительно 2022 года. В среднем за июнь-август 2024 года безработица в регионе сложилась на уровне 1,3%, по итогам текущего года ожидается регионом на уровне 1,3%. Крайне низкий уровень безработицы, сложившийся в области, отражает нехватку кадров и тем самым ограничивает дальнейшее экономическое развитие региона.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году увеличился по сравнению с 2022 годом на 36,6% в сопоставимых ценах и составил 686,9 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП в регионе находится на умеренном уровне и за последние три года составило 22,2%, инвестиционная привлекательность региона агентством оценивается также на умеренном уровне. За 1 полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал в регионе сложились на уровне 232,3 млрд рублей, что превышает значение аналогичного периода 2023 года на 0,5% в сопоставимых ценах. По итогам 2024 года инвестиции регионом ожидаются в размере 764,4 млрд рублей, с ростом к уровню 2023 года на 2,0% в сопоставимых ценах.
Сбалансированность регионального бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 338,4 млрд рублей, из которых 80,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 26,7% (за вычетом единоразового платежа по налогу на прибыль ННД увеличились на 23,6%) к уровню 2022 года (бюджетные назначения перевыполнены на 15%), межбюджетные трансферты из федерального бюджета увеличились на 1,1%. За 9 месяцев текущего года ННД увеличились на 2,7% к аналогичному периоду отчетного года, поддержку ему оказали НДФЛ (увеличение в 1,3 раза), налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (в 1,4 раза) и налог на имущество организаций (+10,1%), при этом поступления по налогу на прибыль организаций и акцизам сократились на 20,9% и 3,2% соответственно. Рост НДФЛ в основном обусловлен увеличением фонда заработной платы, УСН и налога на имущество организаций в связи с ростом налогооблагаемой базы. Снижение налога на прибыль организаций в основном связано с возвратом налога по уточненным декларациям, с перерасчетом курсовых разниц, закрытием обособленного подразделения в г. Нижнем Новгороде, а также предоставлением инвестиционного вычета; акцизов – в связи с переходящими платежами по сроку уплаты 28 сентября на октябрь. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за 9 месяцев 2024 года сократились на 1,6% относительно аналогичного периода 2023 года, в том числе дотации в 4 раза и субсидии на 6,4%, при этом субвенции и иные межбюджетные трансферты увеличились на 6,2% и в 1,9 раза соответственно. По итогам 2024 года регионом ожидается снижение ННД на 0,2% к уровню 2023 года (за вычетом единоразового платежа по налогу на прибыль организаций в 2023 году ожидается прирост на 2,3%), по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета ожидается снижение на 9,8%, в связи чем доля ННД в доходах вырастет до 82,4%. Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, в 2023 году составила 3,7% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 20,5% налоговых доходов бюджета.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 345,6 млрд рублей, что на 14,8% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 54,5% всех расходов бюджета. Гибкость расходной части бюджета по итогам отчетного года оценивается позитивно, на долю капитальных расходов в структуре расходов пришлось 13,2% совокупных расходов бюджета. Капитальные расходы бюджета региона в большей степени финансируются за счет собственных средств. За 9 месяцев текущего года расходы бюджета увеличились на 15,9% к уровню аналогичного периода отчетного года. В структуре расходов в денежном выражении в наибольшей степени приросли расходы на образование (+16,9 млрд рублей) в связи увеличением расходов на содержание образовательных учреждений, за счет роста заработной платы и индексации расходов на оплату коммунальных услуг. В 2024 году регион ожидает рост расходов на 10,3% к уровню 2023 года, при этом капитальные расходы сократятся на 23,1% на фоне высокой базы 2023 года (представлен крупный транш инфраструктурного бюджетного кредита), доля капитальных расходов в структуре расходов снизится до 9,2%.
Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 7,2 млрд рублей или 2,7% от ННД, который был покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. По итогам 2024 года регион планирует исполнение бюджета с дефицитом 51,8 млрд рублей или 19,1% от ННД, который будет покрыт остатками средств на счетах, ИБК и коммерческими заимствованиями.
Долговая нагрузка региона находится на умеренно низком уровне. На 01.01.2024 долг региона составил 155,2 млрд рублей, что на 16,7% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, а также предоставлением гарантийных обязательств. Долговая нагрузка на фоне опережающего роста ННД снизилась до 57,1% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов снизилась до 41,1%), что на 4,9 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года долг вырастет до 168,0 млрд рублей, долговая нагрузка – до 61,9% от ННД (до 45,0% без учета ИБК и СКК) в связи с ожидаемым привлечением банковских кредитов, ИБК и увеличением гарантийных обязательств. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 73,0% из бюджетных кредитов, на 21,9% из облигационных займов, на 4,8% из банковских кредитов и на 0,3% из гарантийных обязательств. По итогам 2024 года доля банковских кредитов увеличится до 15,3%, доля гарантийных обязательств – до 1,3%, при этом доли бюджетных кредитов и облигационных займов снизятся до 67,9% и 15,5% соответственно. Регион характеризуется умеренно низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 1,4% от ННД, что оказало умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года данные расходы увеличатся незначительно – до 1,5%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.05.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.