«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг Киргизской Республике на уровне B+ по международной шкале
Москва, 31 октября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Киргизской Республике на уровне B+ по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Киргизской Республики (далее – страна, республика, Киргизия) обусловлен высокими темпами роста экономики страны при текущем низком уровне экономического развития, волатильной динамикой цен и сдержанным уровнем развития банковского сектора, высокими темпами роста населения и ограниченным уровнем развития рынка труда, низким уровнем долговой нагрузки, сильной сбалансированностью бюджета, высокой зависимостью от поступлений, связанных с международными торговыми операциями, высоким дефицитом счета текущих операций, слабой диверсификацией экспорта и высокой внешнедолговой устойчивостью. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень золотовалютных резервов. Рейтинговая оценка сдерживается высокой степенью зависимости от крупнейших государств-партнеров.
Киргизская Республика – государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Площадь территории страны составляет 199,95 тыс. кв. км, столица – г. Бишкек. Ключевыми секторами экономики страны являются оптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; обрабатывающая промышленность; сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Обоснование рейтинга
Быстрорастущая экономика с низким уровнем развития. По итогам 2023 года ВВП Киргизии вырос на 6,2% в реальных значениях. Размер ВВП на душу населения по ППС достиг уровня 7,1 тыс. долларов. В январе-сентябре рост ВВП составил 8,4% относительно аналогичного периода прошлого года. В качестве драйверов роста выступили оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов (+13,5%) и строительство (+36,9%). Высокие темпы роста строительства связаны с расширением государственных программ по обеспечению граждан жильем. Динамика в промышленности существенно слабее: в обрабатывающей промышленности рост в этом периоде составил 3,6%, в добыче полезных ископаемых наблюдалось снижение на 0,7%. Крупнейшее золотодобывающее предприятие страны «Кумтор Голд Компани» в 2023 году сократило физический объем добычи золота на 17,5%. В 2024 году планируется сокращение добычи еще на 7,9%. Снижение показателей добычи связано с выходом предприятия на пласт руды с низким содержанием золота (предприятие по разработке месторождения Кумтор местными органами статистики относится к обрабатывающим производствам – на него приходится около половины всей обрабатывающей промышленности страны). Стоит отметить рост в ВВП такой доли статьи, как налоги на продукты и импорт. Если до 2022 года на них приходилось около 13% от валового продукта страны (2021 год – 12,8%, 2019 год – 12,7%), то в 2022 году на них уже пришлось 13,8% от ВВП, в 2023 – 16,9%, а в первом полугодии 2024 года – 19,5%. Данная динамика является следствием роста налоговой базы в виде ввозимых на территорию республики товаров: годовой объем импорта Киргизии по результатам 2023 года вырос в 2,6 раза по сравнению с 2021 годом в американских долларах в текущих ценах.
Волатильная динамика цен и сдержанный уровень развития банковского сектора. Потребительская инфляция устойчиво снижалась с марта 2023 года – в августе 2024 года годовой прирост потребительских цен составил 3,8%, против 9,5% годом ранее. Центральный банк на этом фоне приступил в этом году к снижению ключевой ставки (на 2 п. п. в марте и 2 п. п. в мае). В сентябре произошло небольшое ускорение роста ИПЦ – +4,92% к аналогичному месяцу прошлого года. По состоянию на 23.10.2024 ключевая ставка составляла 9%. Активы банков к концу 2023 года достигли 50% ВВП. В первом полугодии 2024 года отношение активов к ВВП повысилось до 55,8%. Доля просроченных кредитов в портфеле банков в конце августа составила 2,4%.
Относительно высокие темпы роста населения и ограниченный уровень развития рынка труда. За 2023 год население страны увеличилось на 1,8%, составив на начало 2024 года 7,2 млн человек. У страны умеренно высокая демографическая нагрузка – доля населения вне возрастной группы 15-64 лет в 2023 году составила 39%. Уровень общей безработицы по состоянию на 1 июля 2024 года составил 4,9%. Негативное воздействие на оценку фактора оказывает высокая численность работающих за рубежом трудовых мигрантов. Уровень развития человеческого капитала в стране находится на умеренно высоком уровне – индекс человеческого развития в 2022 году составил 0,701.
Низкий уровень долговой нагрузки Государственный долг страны в отношении к доходам бюджета по состоянию на 01.01.2024 составлял 142,7% (в отношении к ВВП – 45,5%). Отношение процентных расходов к доходам бюджета в 2023 году было на уровне 3,5%.
Удовлетворительная сбалансированность бюджета, высокая зависимость от поступлений, связанных с международными торговыми операциями. Доходы бюджета в 2023 году увеличились на 30% до 392,1 млрд сомов (налоговые доходы – на 28,6% до 294,4 млрд сомов), расходы – на 22% до 379,5 млрд сомов. Из 65,4 млрд сомов прироста налоговых доходов, 29,8 млрд сомов пришлось на НДС на товары, ввозимые на территорию республики, 8,7 млрд сомов – на ввозные пошлины. В первом полугодии доходы бюджета возросли на 24,6% относительно аналогичного периода прошлого года, расходы – на 6%. Опережающий рост доходов позволил стране повысить бюджетное сальдо. В 2023 году профицит составил 1% от ВВП против дефицита 1% в 2022 году, а в период с 3 квартала 2023 года по 2 квартал 2024 года профицит составил +3,5% от ВВП против дефицита 0,8% за соответствующий период годом ранее. Негативное воздействие на оценку оказывает подверженность бюджета рискам трансформации торговых потоков в регионе под влиянием международных конъюнктурных и геополитических факторов.
Высокий дефицит счета текущих операций, слабая диверсификация экспорта и высокая внешнедолговая устойчивость. В 2023 году дефицит торгового баланса увеличился с 7 млрд долларов годом ранее до 8,9 млрд долларов (экспорт увеличился с 3,6 млрд долларов до 5,5 млрд долларов, импорт с 10,7 до 14,5 млрд долларов). Экспорт страны слабо диверсифицирован. По данным ITC, в структуре экспорта преобладает продукция низкой степени обработки. В 2023 году 39% всего товарного экспорта пришлось на золото, 7% – на различные руды, 6% – необработанные углеводороды (нефть, газ, уголь), около 5,5% – фрукты, овощи, орехи и пр.; 2% – экспорт лома медных изделий. В 2022-2023 годах произошло существенное увеличение экспорта различных типов механических устройств и электрооборудования – в основном в Россию. Так, экспорт по ТН ВЭД 84, куда входят стиральные машины, вычислительные машины, турбодвигатели, копировальные машины, холодильники и т.д., вырос с 28,5 млн долларов в 2021 году до 195,3 млн долларов в 2023 году, т.е. до 6% от экспорта, а экспорт по ТН ВЭД 85, куда входят смартфоны, схемы электронные и трансформаторы и т.д., – с 17 млн долларов в 2020 году до 158 млн долларов в 2023 году, т.е. почти до 5% от товарного экспорта. Чистые вторичные доходы по сравнению с 2022 годом повысились на 192,5 млн долларов. Дефицит сальдо счета текущих операций углубился с 5,2 млрд долларов до 6,8 млрд долларов (или 49,8% ВВП).
Почти весь внешний государственный долг предоставлен на льготных условиях (98,6% по данным конца июля 2024 года). По состоянию на конец 2023 года отношение внешнего долга к экспорту составляло 84,3%. В абсолютных значениях государственный внешний долг по сравнению с концом 2022 года сократился к концу 2023 года на 137 млн долларов. По состоянию на конец 1 квартала 2024 года отношение предстоящих в течение 12 месяцев выплат процентов к экспорту за прошедшие 12 месяцев было на уровне 1,8%. Страна обладает высоким уровнем золотовалютных резервов, и они быстро растут. По сравнению с концом 2022 года резервы выросли на 438,4 млн долларов к концу 2023 года, а к концу июня 2024 года – еще на 1065,2 млн долларов до 4,3 млрд долларов. По состоянию на конец 2023 года золотовалютные резервы уже в 5,7 раз превосходили внешний долг к погашению и проценты по нему в течение 12 месяцев. В среднесрочной перспективе высокий показатель золотовалютных резервов будет являться значимым фактором, нивелирующим валютные риски, связанные с наличием устойчивого дефицита счета текущих операций.
Низкий уровень институционального развития. Система защиты гражданских и экономических прав и свобод, несмотря на предпринимаемые органами власти меры, пока еще ограничено развита. Разделение властей реализовано в недостаточной степени. Присутствуют отдельные общественные проблемы, способные приводить к нарастанию социальной напряженности.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Киргизской Республике был впервые опубликован 26.08.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.07.2016.
Кредитный рейтинг присвоен по международной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам (вступила в силу 24.11.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Кабинет Министров Киргизской Республики и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Киргизской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.