«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ярославской области на уровне ruА
Москва, 3 декабря 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ярославской области на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Ярославской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сдержанным уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем долговой нагрузки и сбалансированности бюджета. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень ВРП на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума, низкий уровень безработицы. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года и негативная динамика численности населения.
Ярославская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен умеренно высокими размерными характеристиками экономики: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 825,4 млрд рублей, что на 3,8% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Основными драйверами роста региональной экономики в 2023 году стали промышленность и строительство с индексами 106,9% и 143,8% соответственно. Кроме того, позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост оборота розничной торговли (+5,2%), сельского хозяйства (+5,1%) и объёма услуг населению (+2,3%). За 9 месяцев текущего года отмечен прирост промышленного производства на 2,9% к соответствующему периоду прошлого года преимущественно за счет секторов обрабатывающей сферы (+3,3%) и обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха (+2,4%). Среди обрабатывающих производств, которые занимают порядка 90% в общем объеме промышленного производства региона, наибольший прирост зафиксирован в производстве прочей неметаллической минеральной продукции (+56,9%), текстильных изделий (+30,1%), одежды (+13,5%), мебели (+10,9%). Также за 9 месяцев текущего года отмечен прирост в розничной торговле (+10,1%) и сфере услуг (+2,5%). По итогам 2024 года регион прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 2,5% к уровню 2023 года до 912,8 млрд рублей, промышленного производства – на 3,5%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 11,1% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,7 млн рублей. По итогам 2024 года, по расчетам агентства, значение показателя составит 0,8 млн рублей, что на 11,4% выше уровня 2023 года в действующих ценах. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 6,9% и составили 43,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 5,5% до 13,8 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за 2023 год составило 3,2, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года ожидается регионом прирост среднедушевых денежных доходов на 15,1% до 50,1 тыс. рублей, при установленной величине прожиточного минимума 15,1 тыс. рублей, отношение показателей составит 3,3.
Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда. По данным Росстата, численность населения области на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1187,6 тыс. человек. На фоне увеличения естественной убыли населения и незначительного миграционного прироста численность населения за последние три года снизилась на 2,8%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Безработица в регионе находится на низком уровне: по итогам 2023 года безработица по методологии МОТ составила 3,8%, снизившись на 1,2 п. п. относительно уровня 2022 года. За июль-сентябрь текущего года безработица составила 3,0%, по итогам 2024 года регион ожидает безработицу на уровне 3,4%.
Инвестиционный климат оценивается сдержанно. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 6,1% в сопоставимых ценах и составил 135,8 млрд рублей. По итогам первого полугодия текущего года инвестиции в основной капитал увеличились на 15,4% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Наибольший объем инвестиций – 43% – был осуществлен предприятиями обрабатывающих производств, 14,4% организациями, осуществляющими деятельность в сфере транспортировки и хранения, 8,7% – в области информации и связи, 7,5% – организациями по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 16,0%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно высокая. По итогам 2024 года регион ожидает прирост объема инвестиций на 3,5% в сопоставимых ценах до 152,7 млрд рублей. На территории области действуют 3 территории опережающего развития, площадки с преференциальным режимом, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность регионального бюджета оценивается на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года увеличился на 17,2% и составил 123,4 млрд рублей из-за увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) (+20,0%) и безвозмездных поступлений из федерального бюджета (+7,9%). В связи с опережающим ростом ННД их доля в доходной части бюджета региона приросла на 2,8 п. п. и составила 77,8%. За десять месяцев текущего года ННД приросли на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 86,5 млрд рублей. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+34,8% из-за роста количества налогоплательщиков и поступлений налога в связи с отменой налоговых льгот) и НДФЛ (+23,9% в связи с увеличением фонда заработной платы и роста поступлений налога с дивидендов). При этом по налогу на прибыль организаций отмечено снижение на 21,3%, что связано с уменьшением поступлений от организаций банковской сферы и снижением доходов от основных видов деятельности по ряду крупнейших налогоплательщиков. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за десять месяцев текущего года снизились на 15,9% относительно аналогичного периода прошлого года, что связано со снижением поступлений по иным межбюджетным трансфертам (-68,8%) и дотациям (-47,9%). По итогам 2024 года доля ННД в доходах увеличится до 84,0% в связи с прогнозируемым регионом ростом объема ННД на 17,5% к уровню 2023 года и снижением поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 22,7%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно позитивном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в 2023 году составила 8,9% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 26,2% налоговых доходов бюджета.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 128,6 млрд рублей, что на 20,1% выше уровня 2022 года. На долю расходов социальной направленности пришлось 53,9% совокупных расходов областного бюджета, что на 6,2 п. п. ниже уровня 2022 года в связи с опережающими темпами роста расходов несоциального характера. На долю капитальных расходов в отчётном году пришлось 9,1% совокупных расходов бюджета, при этом за последние три года капрасходы более чем на половину были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в связи с чем гибкость расходной части регионального бюджета оценивается сдержанно. По итогам десяти месяцев текущего года прирост расходной части бюджета составил 9,4%. Наибольший прирост в денежном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+3,9 млрд рублей в основном из-за увеличения расходов на развитие транспортного комплекса) и образование (+3,7 млрд рублей из-за индексации заработной платы и строительства объектов образования). При этом существенное снижение отмечено по расходам на физическую культуру и спорт (-1,3 млрд рублей из-за снижения финансирования на строительство объекта «Волейбольный центр в г.Ярославле»). По итогам 2024 года регион ожидает рост расходов областного бюджета на 9,6% до 140, 9 млрд рублей, объем капитальных расходов останется практически на уровне прошлого года, при этом их доля в совокупных расхода бюджета снизится до 8,2%.
Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 5,2 млрд рублей или 5,5% от ННД, который полностью был покрыт за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств и специальных казначейских кредитов (далее – СКК). В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 6,7 млрд рублей или 6,0% от ННД. За вычетом ИБК и остатков денежных средств на счетах дефицит составит 3,3% от ННД и будет покрыт за счет коммерческих заимствований.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 53,2 млрд рублей, что на 9,8% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств и СКК. Долговая нагрузка на фоне опережающего роста ННД снизилась на 5,2 п. п. до 55,4% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств снизилась до 47,8%). В структуре долга на 01.01.2024 наибольшую долю 79,0% занимали бюджетные кредиты, доли облигационных займов и кредитов коммерческих банков составляли 17,2% и 3,8% соответственно. По итогам 2024 года регион ожидает прирост долга до 57,3 млрд рублей в результате привлечения ИБК и коммерческих заимствований, при этом долговая нагрузка снизится до 50,8% от ННД (без учета ИБК и СКК до 46,9%) на фоне ожидаемого роста ННД. В структуре долга региона на 01.01.2025 произойдут изменения: доли бюджетных кредитов и облигационных займов снизятся до 66,7% и 11,0% соответственно, доля кредитов коммерческих банков увеличится до 22,3%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание долга в 2023 году составили 1,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года значение показателя прогнозируется на уровне 1,3%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.06.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.