«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг г. Санкт-Петербурга на уровне ruАAA

Москва, 13 мая 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга на уровне ruАAA, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга (далее – город, Санкт-Петербург) обусловлен высоким уровнем развития экономики и сбалансированности бюджета, сильным уровнем демографического развития, умеренно сильным уровнем инвестиционного климата, развитым рынком труда и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей. Давление оказывает низкое значение показателя отношения инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года.

Город Санкт-Петербург – город федерального значения, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Санкт-Петербург является одной из крупнейших агломераций страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада Российской Федерации. Городская экономика акцентирована на оптовой и розничной торговле, помимо которой значимую долю в структуре ВРП занимают также деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающие производства. Обрабатывающие производства города представлены предприятиями машиностроения, судостроения, чёрной и цветной металлургии, а также предприятиями других подотраслей.

Обоснование рейтинга

Высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчетный год) составил, по оценке города, 13,5 трлн рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 3,0% г/г. Рост ВРП был поддержан позитивной реальной динамикой промышленности (+10,9%), объема строительных работ (+5,0%), а также оборота розничной торговли (+3,5%) и общественного питания (+34,8). В обрабатывающих производствах, на долю которых приходится 87,3% промышленного выпуска города, индекс производства составил 112,6%. Наибольшие показатели прироста наблюдались в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (в 3,2 раза), электрического оборудования (+16,8%), прочих транспортных средств и оборудования (+25,6%) и прочей неметаллической минеральной продукции (17,3%).

ВРП на душу населения оценивается агентством на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 23,5% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, на уровне 2,4 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 20,4% и составили 86,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 9,5% до 16,5 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последний отчетный год составило 5,2, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.

Сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Город имеет высокую численность населения, составившую на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) 5 652,9 тыс. человек, что на 1,0% выше значения аналогичной даты прошлого года. Рост численности населения в городе обусловлен положительным сальдо миграционных потоков, превышающим естественную убыль населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2024 года находился на низком уровне и составил 1,5%, что на 0,1 п. п. ниже уровня 2023 года. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих регионов

Инвестиционный климат находится на умеренно сильном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 10,5% в сопоставимых ценах и составил 1 529,5 млрд рублей. В разрезе видов деятельности наибольшие доли в структуре инвестиций пришлись на транспортировку и хранение (23,3%), промышленность (20,0%) и операции с недвижимостью (11,1%).  Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 10,8%. Инвестиционная привлекательность города оценивается на высоком уровне. 

Высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов городского бюджета по итогам 2024 года увеличился на 17,4% к уровню 2023 года и составил 1,3 трлн рублей, из которых 1,3 трлн (97,0% от доходов) пришлось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом прирост ННД составил 17,8%. По всем бюджетообразующим налогам сложилась положительная динамика, кроме налога на прибыль организаций (-2,1%). Сокращение объемов поступлений по налогу на прибыль обусловлено негативной динамикой платежей от бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков. Наиболее позитивная динамика наблюдалась по НДФЛ (+27,5% в связи с ростом фонда оплаты труда) и УСН (+33,9% в связи с ростом налоговой базы). Уровень диверсификации налоговой базы города оказывает положительное влияние на оценку: на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2024 году пришлось 9,7% налоговых поступлений городского бюджета, в том числе 2,2% налоговых доходов было получено от крупнейшего налогоплательщика. Межбюджетные трансферты за отчетный год снизились на 5,8% за счет сокращения иных межбюджетных трансфертов в 1,5 раза.

Расходы бюджета города за 2024 год выросли на 19,3% по сравнению с 2023 годом и составили 1,4трлн рублей. Доля расходов социального блока в расходах бюджета составила 55,2%. В абсолютных значениях наибольший прирост в 2024 году был зафиксирован по расходам на национальную экономику (+102,9 млрд рублей), прежде всего, в связи с увеличением финансирования мероприятий в сфере дорожного хозяйства. Из статей социального блока наибольшее увеличение затрат произошло по расходам на образование (+46,4 млрд рублей) из-за роста трат на дошкольное и общее образование и здравоохранение (+41,7 млрд рублей) из-за роста субсидий бюджетным учреждениям и увеличения капитальных вложений в объекты государственной собственности. Город характеризуется высокой долей капитальных расходов в структуре бюджета – в 2024 году на них пришлось 20,2% всех трат.

По итогам 2024 года дефицит городского бюджета составил 52,7 млрд рублей или 4,0% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах и инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК).

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг города на 01.01.2025 составил 72,9 млрд рублей, что на 17,2% ниже его размера на 01.01.2024 в связи с погашением части облигационных займов. Долговая нагрузка за год снизилась относительно уровня прошлогодней отчетной даты на 2,4 п. п. до 5,6% от ННД (без учета ИБК и специальных казначейских кредитов на 2,4 п. п. до 3,3%). Структура долга на 01.01.2025 представлена на 59,9% облигационными займами и на 40,1% бюджетными кредитами. Город характеризуется низким отношением расходов на обслуживание долга к ННД: в 2024 году значение данного показателя составило 0,4%, что позитивно влияет на рейтинговую оценку. Город имеет достаточный запас ликвидности, в т.ч. остатки денежных средств на депозитах в кредитных организациях.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruААА

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг г. Санкт-Петербурга был впервые опубликован 01.12.2023. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.11.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Санкт-Петербурга, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Санкт-Петербурга принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Санкт-Петербургу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО ИК "АЙГЕНИС"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"