«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «ТрансКонтейнер» на уровне ruAA+
Москва, 4 июня 2018 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ТрансКонтейнер» на уровне ruAA+. Прогноз по рейтингу – стабильный.
ТрансКонтейнер является крупнейшей российской интермодальной логистической компанией в сфере железнодорожных контейнерных перевозок с использованием собственных фитинговых платформ и ISO-контейнеров. По итогам 2017 года доля компании на рынке контейнерных перевозок оценивается на уровне 46%, что обуславливается, помимо прочего, крупнейшим собственным парком фитинговых платформ – 25.3 тыс вместимостью 76.9 тыс ДФЭ (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте) – и широкой сетью из 42 собственных контейнерных терминалов на территории РФ, представленных в основных промышленных центрах и обрабатывающих до 20% всего контейнерного грузооборота. Компания имеет выход на приграничные терминалы с Евросоюзом через арендуемый терминал Добра в Словакии и Китаем через терминал Забайкальск и доступный через совместное с «Казахстанскими железными дорогами» предприятие АО «Кедентранссервис» терминал Достык. Приграничные терминалы, помимо широкой сети внутренних маршрутов, позволяют обслуживать транзитные перевозки по направлению Европа – Дальний Восток.
Компания обладает диверсифицированной структурой сбыта – по итогам года на крупнейшего контрагента приходилось 6.5% выручки. Несмотря на широкие возможности компании по привлечению розничных клиентов, компания обладает сравнительно стабильной базой крупнейших грузоотправителей – структура крупнейших пяти грузоотправителей не претерпевала существенных изменений за последние три года. Ввиду широкой номенклатуры грузов, перевозимых контейнерным транспортом, компания в меньшей степени подвержена влиянию негативных явлений в отдельно взятых грузообразующих отраслях промышленности. При этом агентство отмечает присущий отрасли повышенный уровень волатильности, так как значительная часть перевозок приходится на импорт, чувствительный к колебаниям валютных курсов и макроэкономических условий. Агентство позитивно оценивает перспективы роста грузовой базы компании, преимущественно за счет роста контейнеризации грузов, перевозимых по железной дороге, и перетока грузов с других видов транспорта. По итогам 2017 года компания продемонстрировала значительный рост бизнеса – увеличив выручку на 27% по сравнению с 2016 годом до 65.6 млрд руб. и перевозки на 15% до 1.78 млн ДФЭ, что соответствует рыночной динамике.
По состоянию на 31.12.2017 компания по-прежнему характеризуется низкой долговой нагрузкой. Для оценки величины общего долга агентство применило корректировку, принимая во внимание размещение в январе 2018 года новой эмиссии амортизируемых пятилетних биржевых облигаций на 6 млрд руб. и погашение эмиссии серии 04 величиной 1.25 млрд руб. Скорректированная таким образом общая долговая нагрузка, представленная двумя выпусками амортизируемых облигаций с погашением в 2021 и 2023 годах, характеризуется комфортными соотношениями долга на начало 2018 года к EBITDA за 2017 год и операционного денежного потока за 2017 г. к долгу на уровнях 1 и 83% соответственно. Текущие выплаты по долгу после погашения эмиссии серии 04 представлены только купонными платежами, которые составляют 0.1 EBITDA за 2017 год и покрываются операционным потоком на 836%. Агентство также отмечает улучшение характеристик долговой нагрузки, связанное с положительным уровнем свободного денежного потока по итогам 2017 года. Это изменение, однако, является временным эффектом – по оценке агентства, его значение по итогам 2018 будет отрицательным на фоне роста капитальных затрат и существенных дивидендных выплат.
Оценка фактора прогнозной ликвидности снизилась по причине роста капитальных затрат и существенных дивидендных выплат по итогам 2018 года, сравнимых по объему с распределением спецдивидендов в 2016 году. Покрытие на горизонте 18 месяцев от 31.12.2017 оценивается на уровне 1.1 и включает капитальные затраты до 18 млрд руб. и оценочные дивидендные выплаты на уровне 7.4 млрд руб. Ожидания основываются на принятом в мае 2018 года акционерами компании решении выплатить дивиденды по итогам 2017 года в размере 4.1 млрд руб. и оценке агентством выплат по итогам 2018 года в объеме 50% чистой прибыли по РСБУ. При этом агентство отмечает значительное превышение целевого уровня выплат, закрепленного в дивидендной политике – 25% чистой прибыли по РСБУ, что оказывает сдерживающее влияние на оценку уровня корпоративного управления. Инвестиционная программа связана главным образом с начатым в 2017 г. обновлением и расширением парка 40 и 80 футовых платформ для обеспечения растущих объемов грузопотоков. По состоянию на конец мая 2018 года компания провела закупочные процедуры более чем по 80% от плана закупок фитинговых платформ в 2018 году, на которые приходится порядка 60% инвестиционной программы. Оценка прогнозной ликвидности при этом поддерживается сильным операционным денежным потоком и свободным выходом компании на рынок долгового капитала. Компанией зарегистрирована долгосрочная программа биржевых облигаций, однако по состоянию на конец мая 2018 года компания не обладала невыбранными банковскими кредитными линиями, но планировала открыть их во втором полугодии 2018 года.
По итогам 2017 года компания обеспечила высокий уровень рентабельности по EBITDA на уровне 17% и 40% с учетом корректировки выручки по услугам соисполнителей, перевыставляемых конечным клиентам без дополнительной маржи. По мнению агентства, компания продолжит обеспечивать высокий уровень рентабельности, поддерживаемый низким уровнем порожнего пробега и высокой оборачиваемостью платформ, в том числе для нового подвижного состава. Операционная статистика компании по итогам 2017 года свидетельствует о сохранении компанией основных метрик производственной эффективности на уровнях не ниже 2016 года.
Агентство отмечает низкий уровень корпоративных рисков, присущих компании в связи с достаточно концентрированной структурой собственности, высоким уровнем корпоративного управления и качества риск-менеджмента.
По данным консолидированной отчетности ПАО «ТрансКонтейнер» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2017 составляли 55.7 млрд руб., капитал – 40.4 млрд руб. Выручка по итогам года составила 65.6 млрд руб., чистая прибыль – 6.5 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний http://raexpert.ru/ratings/credits/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 02.10.2017). Ключевые источники информации: данные ПАО «ТрансКонтейнер», «Эксперт РА», Банка России.
Рейтинг кредитоспособности впервые был присвоен объекту рейтинга 05.06.2017. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении объекта рейтинга был опубликован 05.06.2017. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 29.05.2018. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.