«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Камчатского края на уровне ruА+
Москва, 14 марта 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Камчатский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил 319,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2020 года на 3,5%. Прирост ВРП обеспечен в результате сохранения политики поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионе. По итогам 2022 года ожидается рост ВРП на 2,6% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за 2021 года составил 450,1 млрд рублей, увеличившись на 15,4% к 2020 году в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена ростом оборота организаций в таких отраслях как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» на 56,6% и «Торговля оптовая и розничная» на 14,3%. Индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 110,0%. В структуре промышленного производства наблюдался рост в обрабатывающей промышленности (+14,3%) и добыче полезных ископаемых (+0,4%). Отрицательная динамика наблюдалась в деятельности организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-0,4%) и осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-7,6%). В обрабатывающих производствах рост обусловлен увеличением производства пищевых продуктов (+15,3%), в том числе за счет роста переработки и консервирования рыбы (+15,8%), производства кожи и изделий из кожи (+24,2%), химических веществ и химических продуктов (+22,3%), а также производства по ремонту и монтажу машин и оборудования (судоремонт) (+4,9%). Основным фактором снижения в деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений стало уменьшение объема выполненных работ по сбору, обработке и утилизации отходов на 13,9 %. Индекс производства сельскохозяйственной продукции по итогам 2021 года составил 104,1%. В структуре сельскохозяйственного производства наблюдался рост по растениеводству (+8,1%) и животноводству (+1,1%).
Показатели благосостояния находились на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 1,0 млн рублей, высокое значение данного показателя обусловлено низкой численностью населения. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 310,9 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 3,8 тыс. человек. По данному показателю регион находится на 79 месте среди субъектов РФ. Негативно влияют на формирование народонаселения края – социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Кроме того, идет снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2021 году оставался на невысоком уровне и составил 48,6 млрд рублей, что на 13,4% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Отношение объема внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 14,0%. На территории края действуют ТОР «Камчатка», СПВ, промпарки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказали низкий уровень безработицы, который по итогам 2021 года составил 3,7% и коэффициент демографической нагрузки, сложившийся на отчетную дату на уровне 0,642.
Агентство отмечает высокую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах бюджета по итогам 2021 года составила 59,8%. В связи с этим между Правительством края и Минфином России ежегодно заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. По итогам 2021 года доля ННД в составе доходов бюджета составила 29,5%, что на 2,0 п. п. выше уровня 2020 года. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 60,2% и налог на прибыль организаций – 18,1%. За 2021 год доходы регионального бюджета выросли на 9,0% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 3,0%, ННД – на 16,7%. В структуре налоговых доходов по итогам 2021 года наблюдался рост по всем бюджетообразующим налогам, наибольший рост наблюдался по налогу на прибыль организаций (+17,4%), НДФЛ (+12,6%) и акцизам (+40,9%) к уровню 2020 года. Рост поступлений по налогу на прибыль обусловлен увеличением поступлений от энергетических и строительных компаний в связи с увеличением объема производства; по НДФЛ – введением с 2021 года дополнительной налоговой ставки 15% в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, по акцизам – увеличением перераспределения поступлений по акцизам на нефтепродукты по сравнению с 2020 годом. Диверсификация налоговой базы края находилась на высоком уровне: на консолидированную группу налогоплательщиков приходилось 1,5% налоговых доходов в отчетном году.
Расходы региона за 2021 год выросли на 5,6% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 45,4 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 8,2%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах краевого бюджета показал рост на 1,1 п. п. Рост доли социального блока преимущественно связан с ростом расходов на здравоохранение (+15,7%) в связи с выделением дополнительных ассигнований на оплату труда медицинских работников, работающих с пациентами из групп риска по COVID-19, приобретением средств индивидуальной защиты, стационарных аппаратов искусственной вентиляции легких и иной аппаратуры, а также ростом расходов на социальную политику (+10,1%). Гибкость расходной части бюджета региона оценивается агентством на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году приросла на 2,1 п. п. и составила 9,7%. Рост капитальных расходов обусловлен завершением работ по ряду крупных объектов таких как автомобильная дорога «Петропавловск-Камчатский – Мильково», автомобильная дорога федерального значения, взлетно-посадочная полоса аэропорта в п. Оссора, а также проведением работ по строительству грузопассажирского парома, Камчатской краевой больницы.
В 2019–2020 гг. краевой бюджет исполнялся с дефицитом. По итогам 2021 года бюджет региона был исполнен с профицитом, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам отчетного года профицит бюджета составил 0,8 млрд рублей или 2,8% ННД. По итогам 2022 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 2,6 млрд рублей или 8,7% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться в основном остатки денежных средств на счетах.
Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. На 01.01.2022 отношение долга к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 22,3%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 6,6 млрд рублей. По итогам 2022 года ожидается рост долга региона до 7,0 млрд рублей в связи привлечением инфраструктурного бюджетного кредита, долговой нагрузки до 23,3%. Долговой портфель на начало года был сформирован из банковских кредитов, доля которых составляла 45,5%, бюджетных кредитов – 39,3% и облигационных займов – 15,2%. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов составит порядка 45,0%, доля банковских – 43,0%, облигаций – 10,0%, государственных гарантий – 2,0%. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале 2021 года была погашена часть более дорогих банковских кредитов за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволило сэкономить на процентах. Эффективное управление долгом обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,7% ННД, что поддержало рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга, подлежащего погашению на горизонте 12 месяцев с 01.01.2022, составляет 7,0%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 100,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 99,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.09.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, исполнительные органы государственной власти Камчатского края принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.