«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Синара – Транспортные машины» на уровне ruA

Москва, 17 марта 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Синара – Транспортные машины» на уровне ruA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

АО «Синара – Транспортные машины» (СТМ) - головная компания машиностроительного холдинга, входящего в Группу Синара. СТМ объединяет ряд заводов на территории РФ, производящих локомотивы, электропоезда, путевую технику, а также включает сервисное подразделение по текущему и заводскому ремонту локомотивов.

Агентство обращает внимание на то, что анализ деятельности компании проводился без учета резкого ухудшения макроэкономического фона в конце февраля 2022 года и отмечает, что в текущих условиях конъюнктура рынка меняется каждый день, в связи с этим постоянно появляются новые данные, требующие дополнительной оценки. Агентство предпринимает все усилия для получения наиболее оперативной информации в текущих условиях и учета ее в рейтинговом анализе и не исключает дальнейших рейтинговых действий с учетом поступления новых данных. Также считаем необходимым проинформировать пользователей рейтингов о подходах к рейтингованию в условиях беспрецедентного давления на финансовый рынок РФ (https://raexpert.ru/releases/2022/mar01a). Применительно к компании, агентство выделяет риск сокращения инвестиционной программы крупнейшего заказчика компании, ОАО «Российские железные дороги» (ruAAA, стаб.), которые уже ранее материализовывались в кризисных условиях 2014-2015 гг., а также возможные проблемы с импортом необходимых комплектующих.

СТМ ведет историю с 2007 года – в состав компании вошло АО «Людиновский тепловозостроительный завод», затем АО «Уральский дизель-моторный завод», в 2010 году создано совместное предприятие на паритетной основе с Siemens AG – ООО «Уральские локомотивы», на основе которого была разработана линейка грузовых магистральных электровозов, а также в 2014 году локализовано производство семейства пассажирских электропоездов «Ласточка». С 2011 года начинает функционирование сервисный дивизион, впоследствии включивший 75 сервисных депо по текущему обслуживанию локомотивов (обслуживают порядка 30% парка РЖД) и путевой техники, а также мощности по капитальному ремонту локомотивов – Новосибирский электровозоремонтный завод. С 2013 года СТМ консолидирует производство путевой техники через приобретение АО «Калугапутьмаш» и АО «Калужский завод «Ремпутьмаш», занимающие порядка 85% рынка РФ. В 2019 году было создано совместное предприятие с Skoda Transportation в сфере разработки проектов городского электрического транспорта, в том числе в формате государственно-частного партнерства.

Агентство положительно оценивает блок бизнес-рисков компании. Отрасль транспортного машиностроения является капиталоемкой, для неё характерны высокие барьеры для входа новых игроков, что приводит к ограниченной конкуренции на рынке. Основным конкурентом компании является большая по масштабу бизнеса группа «Трансмашхолдинг» (ruAA, стаб.), которая поставляет широкий спектр подвижного состава для железнодорожного и городского транспорта, но не консолидирует сервисный сегмент. Устойчивость к внешним шокам сегмента, по мнению агентства, подкрепляется давней работой с крупнейшим заказчиком, ОАО «Российские железные дороги» (ruAAA, стаб.), долгосрочной контрактацией - подвижной состав поставляется в рамках многолетних контрактов, а сервисный сегмент обслуживает парк РЖД в рамках 40-летнего контракта. Также агентство отмечает по-прежнему достаточно высокий уровень износа тяговых мощностей РЖД, что позволяет положительно оценивать перспективы сохранения контрактной базы в средне- и долгосрочной перспективах. Существенную часть выручки составляют поставки РЖД электропоездов семейства «Ласточка», которые используются не только в нише пригородного, но и междугороднего пассажирского сообщения, а также имеют перспективы гибкого расширения модельного ряда.  Линейка поставляемой продукции (порядка 70% выручки) диверсифицирована примерно в равных долях между локомотивами, путевой техникой и электропоездами, еще порядка 20% приносит сервисный сегмент. Из-за особенностей структуры производства, практически вся выручка компании приходится на РЖД, что частично компенсируется долгосрочной контрактацией и высоким уровнем финансовой устойчивости РЖД. Производственные мощности достаточно диверсифицированы – в сегменте производства компания оперирует площадками в Свердловской и Калужской областях с достаточным уровнем страхового покрытия объектов.

По совокупности факторов, агентство выделяет внешний фактор поддержки со стороны государства. СТМ характеризуется сильной системной значимостью, но, при этом, низкой степенью влияния государства, что приводит к оценке фактора поддержки как умеренного.

По предварительным итогам 2021 года компания не смогла выйти на ожидаемый уровень роста выручки и продемонстрировала продажи примерно на уровне 2020 года, оценочно порядка 95 млрд руб., на фоне недостаточной индексацией контрактов, отстающей от индекса цен производителей промышленной продукции. Это привело в том числе к снижению оценки показателя EBITDA до 8 млрд руб. (2020 – 12.6 млрд руб.), и снижению маржинальности по EBITDA по итогам года до 8%. Агентство трактует такое событие как однократное, и предполагает, что в дальнейшем выручка компании будет следовать динамике контрактации и растущему объему инвестиционной программы со стороны РЖД. В своих оценках агентство учитывает, что соотношение долга к EBITDA, который по предварительным итогам 2021 года составлял 4.9, может существенно улучшиться до примерно 2 по итогам 2022 года, а рентабельность восстановиться до уровня не менее 13%.

Оценка прогнозной ликвидности улучшилась благодаря проведенному в 2021 году рефинансированию кредитного портфеля путем выпуска двух эмиссий облигаций срочностью три и пять лет. Оценку также поддерживает невысокий объем поддерживающих капитальных вложений ввиду относительной новизны производственных мощностей, и опциональность в инвестициях в расширение производства, связанного с проектами городского пассажирского транспорта – инвестиции будут осуществляться при условии подписания гарантирующих выручку контрактов, и достаточно высокий запас денежных средств для финансирования деятельности и планового погашения обязательств без обращения к новым заимствованиям по высоким ставкам – порядка 13 млрд руб. на 31.12.2021. Примерно четверть заимствований компании осуществлена по плавающей ставке.

Компания подвержена умеренному валютному риску – незначительная доля себестоимости, приходящейся на сырье и материалы, относится к импортируемым компонентам, и номинирована в евро, и частично хеджируется экспортными поставками.

Агентство умеренно позитивно оценивает блок корпоративных рисков, принимая во внимание консолидированную структуру владения СТМ и опыт топ-менеджмента. При этом оценку сдерживает отсутствие коллегиального исполнительного органа, зафиксированной дивидендной политики и недостаточной регламентации деятельности риск-менеджмента. Компания улучшила информационную прозрачность, став раскрывать финансовую и отдельную нефинансовую информацию в статусе эмитента облигаций.

По данным отчётности АО «Синара – Транспортные машины» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2021 составляли 96.9 млрд руб., капитал – 18.7 млрд руб. Выручка по итогам первого полугодия 2021 года составила 37.4 млрд руб., чистая прибыль – 64 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Синара – Транспортные машины» был впервые опубликован 17.03.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.03.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Синара – Транспортные машины», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Синара – Транспортные машины» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Синара – Транспортные машины» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
МП БАНК (ООО)
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"