«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Иркутской области на уровне ruАА+
Москва, 27 апреля 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Иркутская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа, в пределах области расположена часть акватории озера Байкал с островом Ольхон. Площадь территории региона составляет 774,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Иркутск. Область расположена на пересечении основных транспортных магистралей, выступающих связующим звеном с дальневосточными районами России, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и отличается развитой энергосистемой, которая входит в состав объединенной электроэнергетической системы Сибири. Регион обладает обширными лесными ресурсами (3 место в РФ), запасами газа, нефти, металлических руд и других ископаемых. Экономика региона диверсифицирована, ведущая роль остается за добычей полезных ископаемых, которая формирует чуть больше четверти ВРП. Также в регионе развиты транспортировка и хранение, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 1,8 трлн рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2020 года на 3,0%. Положительная динамика обусловлена улучшением экономической ситуации в регионе. По итогам 2022 года ожидается ВРП в размере 1,9 трлн рублей. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 102,8%. Положительная динамика была обусловлена увеличением производства в таких отраслях как добыча полезных ископаемых (+2,6%), обеспечение электрической энергией (+6,9%) и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов (+42,9%). По итогам текущего года область ожидает индекс промышленного производства на уровне 104,1%.
Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 753,9 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 19,4% в действующих ценах. Высокий прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 2,4 млн человек и за последние три года сократилась на 1,7%. Снижение связано с миграционным оттоком населения и естественной убылью. Отрицательная динамика численности населения оказала давление на рейтинговую оценку. Также давление на рейтинговую оценку оказал умеренно высокий коэффициент демографической нагрузки, который на отчетную дату составил 0,770. Среднегодовой показатель уровня безработицы по итогам отчетного года находился на умеренном уровне, снизившись на 1,7 п. п. к уровню 2020 года и достигнув своего минимума за последние 9 лет составил 6,0%. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне 7,7%. Поддержку рейтинговой оценке оказал умеренно высокий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, который за последние три года составил 24,4%. В абсолютном выражении внебюджетные инвестиции в 2021 году приросли более, чем на треть в действующих ценах. Рост был обеспечен завершением крупных инвестиционных проектов таких как строительство комплекса производства глубокой переработки древесины в г. Саянске, создание лесоперерабатывающего производства по комплексной переработке древесины и выпуску высокотехнологичной продукции в Казачинско-Ленском районе, увеличение производительности Вернинской ЗИФ. По итогам 2022 года объем данных инвестиций ожидается на уровне 462,6 млрд рублей. На территории области действуют четыре ТОСЭР – «Усолье-Сибирское», «Саянск», «Черемхово», «Тулун», а также ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета по итогам 2021 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах областного бюджета приросла на 7,1 п. п. к уровню 2020 года и составила 74,3%. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 21,8% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД в 1,3 раза, трансферты из федерального бюджета снизились на 6,6%. В составе налоговых доходов по итогам 2021 года наблюдался прирост по всем бюджетообразующим налогам к 2020 году. Наибольшее увеличение продемонстрировал налог на прибыль (в 1,7 раза к уровню 2020 года), акцизы (+36,3%) и налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+11,5%). Рост поступлений по налогу на прибыль обусловлен низкой базой 2020 года в связи с недопоступлением налога из-за влияния цен на нефть и коронакризиса, а также с наращением производственных мощностей предприятий региона на фоне улучшения экономической ситуации; по акцизам – увеличением на федеральном уровне нормативов зачисления в доходы бюджетов субъектов и изменением механизма распределения акцизов на средние дистилляты; по НДФЛ – ростом среднемесячной заработной платы и введением с 2021 года дополнительной налоговой ставки 15% в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей. В структуре налоговых доходов в отчетном году наибольшую долю занимали налог на прибыль организаций – 49,1% и НДФЛ – 25,4%. Риски доходной части бюджета находились на умеренно низком уровне, на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 7,7% налоговых поступлений (на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 36,5% налоговых доходов областного бюджета). По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет в размере 163,4 млрд рублей, что ниже уровня 2021 года на 13,0%.
Расходы субъекта в 2021 году выросли на 5,3% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 161,6 млрд рублей, что формировало 68,6% всех расходов региона. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение на 2,8 п. п.в связи с увеличением расходов по национальной экономике на 23,6%, вызванных ростом капвложений в водное хозяйство и увеличением закупок энергоресурсов в транспортной сфере и дорожном хозяйстве. На долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось 9,1%, что поддержало гибкость бюджета. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 221,5 млрд рублей, что ниже показателя 2021 года на 6,0%.
Сбалансированность областного бюджета по результатам 2021 года оценивается агентством позитивно. Профицит бюджета составил 17,5 млрд рублей или 9,3% ННД. По итогам 2022 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 8,7 млрд рублей или 5,3% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться остатки денежных средств на счетах и кредиты коммерческих банков.
Регион характеризуется низкой долговой нагрузкой, что положительно сказывается на рейтинговой оценке. За 2021 год долг региона сократился в 2,1 раза и составил 14,3 млрд рублей, долговая нагрузка на 01.01.2022 снизилась на 13,7 п. п. и составила 7,6%. В 2022 году ожидается рост долга до 26,5 млрд рублей, долговой нагрузки до 16,2%, при этом долговая нагрузка останется на комфортном уровне. Увеличение долга обусловлено необходимостью финансирования дефицита регионального бюджета, а также в связи привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. Долговой портфель на отчетную дату был на 100% сформирован из бюджетных кредитов. По итогам 2022 года структура долгового портфеля изменится, более 1/3 будут занимать банковские кредиты, остальная доля придется на бюджетные кредиты. Преобладание в структуре долгового портфеля в течение года бюджетных кредитов способствовало низкой стоимости фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,3%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также остатки денежных средств на счетах и открытые кредитные линии.
Объем доходов бюджета региона по итогам 2021 года составил 253,1 млрд рублей, объем расходов – 235,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Иркутской области был впервые опубликован 28.06.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.11.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Иркутской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Иркутской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Иркутской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.