«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Тульской области на уровне ruА+

Москва, 28 апреля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Тульская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики диверсифицирована с упором на обрабатывающие производства, которые представлены металлургическим и машиностроительным секторами, химической и пищевой промышленностью.

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 742,7 млрд рублей, что на 4,1% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Положительная динамика ВРП по итогам 2021 года была поддержана ростом промышленного производства (+7,6%), строительства (+10,0%) и розничной торговли (+9,9%). Увеличение промышленного производства сложилось по всем его отраслям, в том числе в обрабатывающих производствах (+7,4%), добыче полезных ископаемых (+3,9%), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+7,6%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+21,1%). По итогам текущего года регион ожидает ВРП в размере 789,2 млрд рублей.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос до 515,4 тыс. рублей с 486,5 тыс. рублей в 2020 году, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказали отрицательная динамика численности населения и повышенная демографическая нагрузка. Численность населения региона, в основном из-за естественной убыли населения, сократилась за последние три года на 46,2 тыс. человек и составила 1 432,6 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Коэффициент естественной убыли населения изменился с 8,3 на 1000 человек в 2019 году до 14,3 в 2021 году. Коэффициент демографической нагрузки, по данным региона, составил 0,823 на 01.01.2021. На фоне послекризисного восстановления региона наблюдалось снижение безработицы до докризисного уровня – 3,8%.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2021 году составил 159,7 млрд рублей, что на 35,5% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Высокая положительная динамика обусловлена «низкой базой» 2020 года, восстановлением экономики, реализации крупных инвестиционных проектов в базовых для региона отраслях экономики, а также благодаря появлению новых механизмов улучшения инвестиционного климата: соглашению о защите и поощрении капиталовложений, которое впервые в регионе было заключено с компанией «Мираторг», и специальному инвестиционному контракту (СПИК 2.0), заключенному с компанией «HAVAL Motor Rus» ранее в 2020 году. Несмотря на рост экономической активности в отчетном году, отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на умеренно низком уровне и составило 20,7%. В соответствии с действующим прогнозом социально-экономического развития региона на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в текущем году ожидается на уровне 111,7% в базовом варианте и 103,5% - в консервативном.

По итогам 2021 года бюджетная автономия Тульской области продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 70,5%, что на 1,6 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 19,9% при увеличении объема межбюджетных трансфертов на 8,4% к предыдущему году. На фоне восстановления экономической активности рост поступлений наблюдался по всем видам налоговых поступлений, в том числе по основным бюджетоформирующим налогам: налогу на прибыль организаций (+35,4%), налогу на доходы физических лиц (+9,6%) и акцизам (+7,6%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль в основном связано с ростом почти в 2 раза налоговых отчислений от предприятий обрабатывающей промышленности, на фоне восстановительных процессов экономики, который был поддержан превышением поступлений от предприятий химической, металлургической промышленности и машиностроения к уровню 2020 года в 3,7, 1,1 и 1,3 раза соответственно. По итогам 2021 года доли перечисленных налогов в структуре налоговых доходов составили 39,3%, 30,0% и 18,5% соответственно. Рост объема межбюджетных трансфертов произошел за счет увеличения объема субсидий (+37,6%) и иных межбюджетных трансфертов (+8,5%), при одновременном сокращении объема субвенций (-6,5%) и дотаций (-14,0%), в результате чего доля последних в трансфертах составила 18,4%, что на 4,8 п. п. ниже уровня 2020 года. Установившееся значение доли дотаций в межбюджетных трансфертах оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Диверсификация налоговых доходов региона находилась на невысоком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 11,2%. Согласно закону о бюджете региона на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в текущем году ожидается сокращение доходов областного бюджета на 8,6%, что обусловлено снижением межбюджетных трансфертов из федерального бюджет на 35,5%, в том числе, в части дотаций (-84,9%), субвенций (-37,2%) и иных межбюджетных трансфертов (-60,4%). По ННД в 2022 году ожидается рост на 2,2% к уровню 2021 года.

В 2021 году расходы регионального бюджета выросли на 9,9% относительно уровня 2020 года. В структуре расходов преобладали статьи социального характера, суммарная доля которых в 2021 году, на фоне опережающего роста остальной части расходов бюджета, сократилась на 1,0 п. п. и составила 71,6%. В денежном выражении объем социальных расходов в 2021 году показал рост на 5,8 млрд рублей, в том числе по расходам на образование на 2,6 млрд рублей, социальную политику на 1,6 млрд рублей, здравоохранение на 0,8 млрд рублей, культуру и кинематографию на 0,6 млрд рублей и физическую культуру и спорт на 0,3 млрд рублей. Позитивно оценивается гибкость расходной части бюджета: на долю капитальных расходов в общем объеме расходов регионального бюджета в 2021 году пришлось 11,8%. Согласно закону о бюджете региона на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в текущем году ожидается увеличение расходов областного бюджета на 2,8% к уровню 2021 года.

В 2021 году региональный бюджет исполнен с профицитом в размере 4,9 млрд рублей или 6,3% ННД. В соответствии с законом о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, исполнение регионального бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 7,6 млрд рублей или 9,6% ННД, который будет покрыт за счет привлечения коммерческих и бюджетных инфраструктурных кредитов, а также остатков средств на счетах.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как низкий: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2022 составил 17,9 млрд рублей или 22,9% к ННД за предыдущие 12 месяцев. По итогам 2022 года ожидается рост долга до 21,1 млрд рублей в связи с необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, а также привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов. Тем не менее, несмотря на прогнозируемый рост долга, долговая нагрузка региона останется на комфортном уровне. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 61,0%, а остальной долг был представлен гарантийными обязательствами с долей 22,2% и коммерческими кредитами – 16,8%. В связи с обозначенной федеральной поддержкой региональных бюджетов, по итогам 2022 года ожидается трансформация структуры долгового портфеля в части увеличения доли бюджетных кредитов. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,3% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и открытые кредитные линии.

Объем доходов бюджета Тульской области по итогам 2021 года составил 110,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 105,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"