«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Удмуртской Республики на уровне ruBBB-
Москва, 19 мая 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-, прогноз по рейтингу стабильный.
Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (20,9% в ВРП), обрабатывающие производства (18,9%). Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. В структуре обрабатывающих производств преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2021 года (далее – отчетный год) оценивается регионом на уровне в 730,3 млрд рублей, что на 0,7% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. В соответствии с действующим прогнозом социально-экономического развития республики объем ВРП по итогам 2022 года ожидается на уровне 762,6 млрд рублей. Индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 105,7%. Положительная динамика была обусловлена увеличением производства во все отраслях промышленного производства: добыча полезных ископаемых (+3,7%) в связи с увеличением объемов добычи нефти; обрабатывающие производства (+8,2%) за счет увеличения производства в отраслях машиностроительного комплекса, производства компьютеров, электронных и оптических изделий, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, автомобилей легковых и комплектующих для автотранспортных средств и прочей продукции; обеспечение электроэнергией, газом и паром (+4,7%); водоснабжение водоотведение организация сбора и утилизация отходов (+0,3%). По итогам текущего года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 100,2%.
Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 490,5 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 8,6% в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказали отрицательная динамика численности населения и высокий уровень демографической нагрузки, который на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) сложился на уровне 0,797. Численность населения региона за последние три года сократилась на 1,5% и на отчетную дату составила 1484,5 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная и миграционная убыль. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем внебюджетных инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 106,5 млрд рублей, что на 8,3% выше уровня 2020 года в действующих ценах. По итогам 2022 года объем данных инвестиций прогнозируется на уровне 118,3 млрд рублей. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 14,2%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года снизился на 1,8 п. п. по сравнению с уровнем 2020 года и составил 4,5%. Учитывая текущие санкционные ограничения, возможно сокращение рабочих мест на предприятиях республики в связи чем, по итогам 2022 года, регионом ожидается безработица на уровне 6,4%.
Агентство отмечает умеренную зависимость республиканского бюджета от трансфертов по итогам 2021 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 64,4%, что на 6,5 п. п. выше уровня 2020 года, но допандемийный уровень не был достигнут, в 2019 году у региона данный показатель составлял 71,2%. За 2021 год доходы региона выросли на 21,2% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД приросли на 34,7%, трансферты – на 1,4%. Рост ННД обусловлен увеличением как налоговых (+35,3%), так и неналоговых (+18,0%) доходов. Наибольшее увеличение в структуре налоговых доходов по итогам отчетного года произошло по налогу на прибыль организаций (в 1,8 раза к уровню 2020 года), налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+11,2%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+57,5%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль обусловлено низкой базой 2020 года в связи с недопоступлением налога из-за влияния цен на нефть и коронакризиса, а также с улучшением экономической ситуации и ростом платежей от крупнейших налогоплательщиков республики; по НДФЛ – с индексацией с 1 октября 2020 года заработной платы прочим категориям работников, увеличением с 1 января 2021 года МРОТ, а также выполнением целевых показателей «дорожных карт» по повышению фонда отплаты труда отдельным категориям работников; по УСН – ростом налоговой базы обусловленным переходом организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения в результате отмены с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В структуре неналоговых доходов увеличение поступлений связано с ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 4,2 раза) в связи с поступлениями в бюджет республики доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, а также перечислением части прибыли, остающейся после уплаты налоговых платежей государственных унитарных предприятий республики; платежей при пользовании природными ресурсами (+51,9%) в связи с увеличением платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также платы за использование лесов. Риски доходной части бюджета находились на умеренно низком уровне, на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 9,0% налоговых поступлений. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет в размере 67,0 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 0,6%.
Расходы региона в 2021 году выросли на 7,6% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ и межбюджетных трансфертов в течение отчетного года было направлено 83,3 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 9,4%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета показал рост на 1,3 п. п., что связано с ростом расходов на образование (+10,8%), здравоохранение (+13,5%) и социальную политику (+4,3%). Рост расходов связан с увеличением расходов на оплату труда, мер социальной поддержки населения, а также на реализацию национальных проектов. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 10,2%. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 97,2 млрд рублей, что ниже показателя 2021 года на 9,7%.
По итогам 2021 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом, который составил 6,5% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись средства от продажи акций и остатки на счете бюджета. На 2022 год параметры бюджета сформированы также с дефицитом в размере 0,3 млрд рублей или 0,4% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться остатки денежных средств на счетах бюджета на начало года.
Долговая нагрузка по итогам 2021 года сложилась на умеренно высоком уровне, что оказало давление на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 94,7%, что на 35,3 п. п. ниже, чем на 01.01.2021. Снижение долговой нагрузки обусловлено уменьшением объема долга на 1,2 млрд рублей к уровню 2020 года, а также увеличением ННД. По итогам 2022 года совокупный объем долга региона ожидается на том же уровне, что и на 01.01.2022, долговая нагрузка снизится на 0,5 п. п. до 94,2%. Структура долгового портфеля по итогам отчетного года претерпела изменения. В 2021 году в связи с получением бюджетного кредита на замещение коммерческого долга регионом были погашены банковские кредиты в размере 30,9 млрд рублей, в результате чего долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составила порядка 84,0%, банковские кредиты и облигационные займы формировали почти по 8,0% от совокупного долга. В 2022 году регион также планирует воспользоваться бюджетным кредитом для замещения банковского кредита в размере 5,0 млрд рублей, что повлияет на структуру долгового портфеля: доля бюджетных кредитов будет составлять порядка 92,0% от общего долга, на облигационные займы придется около 8,0%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга, предстоящего к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2022, составляла 12,2% от совокупного долга региона. В связи с принятыми мерами поддержки регионов со стороны федерального центра на фоне обострения геополитической ситуации, не подлежит погашению задолженность по бюджетным кредитам в 2022 году, а также банковские кредиты со сроком погашения март-декабрь 2022 года будут заменены на бюджетный со сроком погашения не позднее 2028 года, под данные меры попадает весь короткий долг региона. Для регионального бюджета в 2021 году была характерна умеренная стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД составило 2,6%, что на 1,8 п. п. ниже уровня 2020 года, в связи с уменьшением доли банковских кредитов в портфеле долга. По итогам 2022 года данный показатель снизится до 1,7%, что обусловлено увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета региона по итогам 2021 года составил 103,3 млрд рублей, объем расходов – 107,7 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.11.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.