«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Томской области на уровне ruBBB+

Москва, 8 июля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Томской области на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный. 

Томская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Экономика региона является диверсифицированной с упором на добычу полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2020 год составила 17,8%. Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», а также других крупнейших российских компаний.

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: по оценочным данным региона, объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил 613,5 млрд рублей, что на 2,1% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП на уровне 703,2 млрд рублей. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 106,2%, который был поддержан увеличением добычи полезных ископаемых (+1,5%), производства обрабатывающей промышленности (+11,5%) и обеспечении электрической энергией (+12,4%). За 5 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 102,9% к уровню января-мая 2021 года. Наибольший рост продемонстрировали добыча полезных ископаемых (+1,4%), обрабатывающие производства (+4,6%) и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+21,4%). В добывающем секторе прирост связан с увеличением предоставленных услуг в области добычи полезных ископаемых (+54,5%). В обрабатывающих производствах положительная динамика обусловлена увеличением производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 2,7 раза), компьютеров, электронных и оптических изделий (+58,5%), электрического оборудования (+30,9%) и т. д.

Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 573,7 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 10,7% в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказали умеренно низкая численность населения и ее отрицательная динамика. За последние три года численность населения снизилась на 9,1 тыс. человек и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 1068,3 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату сложился на низком уровне – 0,712, тем самым оказал поддержку рейтинговой оценке. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года снизился на 1,8 п. п. по сравнению с уровнем 2020 года и составил 6,8%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Учитывая текущие санкционные ограничения, возможно сокращение рабочих мест на предприятиях области в связи с чем, по итогам 2022 года, регионом ожидается безработица на уровне 7,3%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2021 год составил 100,3 млрд рублей, что на 10,1% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Рост данных инвестиций обусловлен реализацией ряда инвестиционных проектов таких как, увеличение мощности производства метанола, и проектов по текущей модернизации отдельных производственных участков ООО «Газпром Метанол», модернизация отдельных участков производства и проект «Строительство локальных очистных сооружений сточных вод на ООО «Томскнефтехим», замена участка магистрального нефтепровода Александровское - Анжеро-Судженск. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 15,8%, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам 2022 года объем внебюджетных инвестиций ожидается на уровне 103,2 млрд рублей.

Бюджет области характеризуется умеренным уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2021 года составила 64,4%, что на 4,9 п. п. выше уровня 2020 года. Несмотря на положительную динамику поступлений, допандемийный уровень не был достигнут, ранее у региона данный показатель составлял в среднем 77,6%. За отчетный год доходы региона выросли на 13,3% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 22,8%, трансферты снизились на 2,2%. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам. Наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций (+56,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+38,2%) и акцизам (+23,9%). Несмотря на высокий рост поступлений по налогу на прибыль организаций по некоторым секторам экономики наблюдалось сокращение по сравнению с 2020 годом. В частности по сельскому и лесному хозяйству (-19,6%) в связи с уменьшением поступлений от крупного налогоплательщика; производству химических веществ и химических продуктов (-61,1%) из-за сокращения поступлений по крупному налогоплательщику в связи с возникновением переплаты по декларациям, кроме того снизилась сумма доходов от реализации из-за приостановки производства по техническим причинам; транспортировке и хранению (-22,4%) в связи с сокращением поступлений от компании нефтегазового сектора, т.к. с 2021 года компания вошла в состав консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), таким образом платежи по налогу стали поступать от ответственного участника КГН; деятельности в области информации и связи (-33,4%) в связи со снижением доплаты в 2021 году по итогам фактической деятельности прошлого года и предоставлением деклараций «к уменьшению» за предыдущие периоды. Диверсификация налоговой базы оценивалась на умеренно высоком уровне, доля крупнейшего налогоплательщика составила 10,4% в налоговых доходах, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 30,7% налоговых доходов областного бюджета. За прошедшие 5 месяцев текущего года поступления по ННД выросли на 30,9% к аналогичному периоду 2021 года. Положительная динамика сложилась за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций (в 2,2 раза) в связи со значительным увеличением поступлений от двух ответственных участников КГН нефтегазового комплекса (на 4,2 млрд рублей); налогу на доходы физических лиц (+8,3%), что обусловлено ростом фонда оплаты труда за счет ежегодного повышения заработной платы в ряде организаций и выплатами стимулирующего характера; налогу на имущество организаций (+19,0%) в связи с переносом сроков уплаты налога за 2021 год, а также переносом сроков уплаты авансовых платежей на более ранний период; УСН (+21,2%). Несмотря на положительную динамику поступлений, существует риск неисполнения плановых бюджетных назначений по ряду налоговых и неналоговых доходов в текущем году в связи с принимаемыми на федеральном и региональном уровне мерами поддержки бизнеса и граждан из-за введения экономических санкций в отношении России. По итогам 2022 года регион ожидает рост поступлений ННД до 65,9 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 18,5%.

Расходы субъекта в 2021 году выросли на 5,3% по сравнению с 2020 годом и сложились на уровне 90,8 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 61,3 млрд рублей, что сформировало 67,5% всех расходов региона. Гибкость расходов бюджета оценивалась на высоком уровне: доля капитальных расходов в структуре расходов по итогам отчетного года составила 8,5%. Капитальные расходы в 2021 году приросли на 23,8%, что связано с завершением основного объёма работ по строительству восьми детских садов (4 объекта введены в эксплуатацию в 2021 году), а также завершением основного объёма строительно-монтажных работ на строящемся хирургическом корпусе Томского онкологического диспансера. По итогам текущего года ожидается рост капитальных расходов на 13,0% по сравнению с 2021 годом в связи с предоставлением неиспользованных остатков средств федерального бюджета на приобретение медицинского оборудования и дополнительно выделенными федеральными средствами на реконструкцию автодороги Камаевка-Асино-Первомайское.По итогам 5 месяцев текущего года расходы областного бюджета выросли на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 31,9 млрд рублей, в том числе социальные расходы приросли на 3,7% и составили 22,6 млрд рублей. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 95,2 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 4,9%.

Бюджет региона традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2021 года бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,4 млрд рублей или 7,9% ННД, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам 2022 года исполнение бюджета ожидается так же с дефицитом в размере 1,6 млрд рублей или 2,5% ННД, который планируется покрыть за счет доразмещения биржевых облигаций.

На 01.01.2022 совокупный долг области вырос на 14,7% по сравнению с аналогичной датой прошлого года и составил 48,4 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 6,1 п. п. до 86,9%, что обусловлено ростом ННД. По итогам 2022 года ожидается рост государственного долга до 50,6 млрд рублей, долговая нагрузка снизится до 76,8%, что также связано с ожидаемым увеличением поступлений ННД. Рост долга обусловлен необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита регионального бюджета, а также привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. Портфель долга на 01.01.2022 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 64,3% и облигаций – 35,7%. Область одна из немногих регионов, которая помимо биржевых облигаций активно размещает облигации для населения, объем которых в обращении на 01.06.2022 составил 0,4 млрд рублей. По итогам текущего года произойдет изменение структуры долга региона в сторону увеличения доли бюджетных кредитов, так как помимо привлечения инфраструктурного бюджетного кредита, в соответствии с принятыми мерами поддержки региональных бюджетов, будет замещение коммерческих заимствований, подлежащих погашению в текущем году, бюджетными. Кроме того, будет проведена реструктуризация платежей по бюджетным кредитам, по условиям которой в 2022 году задолженность по данным кредитам не подлежит погашению. Таким образом под указанные меры поддержки попадает почти весь короткий долг, за исключением казначейского кредита, доля которого составляет около 8,0% от совокупных обязательств. В регионе отмечается умеренная стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 3,7%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года ожидается снижение данного показателя до 3,3% в связи с увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле. Область имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также остатки денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 86,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 90,8 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Томской области был впервые опубликован 27.07.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.01.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Томской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
МП БАНК (ООО)
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"