«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Бурятия на уровне ruBBB+
Москва, 23 сентября 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Бурятия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности, а также оптовая и розничная торговля. Основную долю обрабатывающих производств составляют производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий.
Республика характеризуется невысокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2021 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 324,9 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 0,6% в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП на уровне 356,8 млрд рублей, индекс физического объема ВРП – 101,8%. В 2021 году в регионе наблюдался незначительный рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 100,7%. В структуре промышленного производства положительную динамику поддержали обрабатывающие производства (+10,3%) и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+45,8%). За 7 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 113,9% к уровню января-июля 2021 года, который был поддержан всеми секторами промышленного производства за исключением организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов деятельность по ликвидации загрязнений (-0,8%). В обрабатывающей промышленности положительная динамика (+19,3%) обусловлена увеличением производства резиновых и пластмассовых изделий (+63,8%), прочих транспортных средств и оборудования (+44,6%), производства напитков (+14,0%) и т. д. По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 107,3%.
Показатели благосостояния региона находились на невысоком уровне: по итогам отчетного года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 330,2 тыс. рублей, что на 7,4% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая численность населения, низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе и среднегодовой уровень безработицы. На 01.01.2022 численность населения составила 982,6 тыс. человек, снизившись за последние 3 года на 0,7 тыс. человек в связи с естественной убылью населения. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 5,9% и составили 27,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 4,3% и составила 12,8 тыс. рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума в регионе за последние три года составило 2,2. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 31,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 15,2 тыс. рублей. По итогам 2021 года уровень безработицы снизился на 1,0 п. п. и составил 9,5%. За май-июль 2022 года данный показатель сложился на уровне 8,3%, что ниже уровня аналогичного периода 2021 года на 1,3 п. п. Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного года составил 72,3 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 12,8% в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренном уровне и составило 23,0%. По итогам 2022 года инвестиции в основной капитал ожидаются на уровне 81,0 млрд рублей, что выше значения 2021 года на 0,5% в сопоставимых ценах. На территории республики действуют промышленные площадки, особая экономическая зона, территория опережающего развития, территории социально-экономического развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает умеренный уровень бюджетообеспеченности региона, по итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в составе доходов бюджета приросла на 5,1 п. п. и составила 37,9%. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 34,3% и налог на прибыль организаций – 34,0%. За 2021 год доходы регионального бюджета выросли на 12,4% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 1,3%, ННД – на 29,8% и превысили бюджетные назначения на 2,2%. Диверсификация налоговой базы региона находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 10,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 32,5% налоговых доходов республиканского бюджета. За январь-июль текущего года ННД увеличились на 23,5% к аналогичному периоду 2021 года. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым (+24,1%), так и по неналоговым (+1,9%) доходам. В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+17,2%), налогу на доходы физических лиц (в 1,5 раза), акцизам (+37,5%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,4%). Поступления по налогу на имущество организаций за 7 месяцев текущего года сократились на 17,3% к соответствующему периоду 2021 года, но уже в августе восстановились в связи с участием крупнейшего налогоплательщика транспортной отрасли в пилотном проекте по введению единого налогового счета. Рост поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлен доплатой крупнейшим налогоплательщиком добывающей отрасли; по НДФЛ – ростом фонда заработной платы и единоразовым поступлением крупного платежа с доходов за 2021 год; по акцизам – увеличением производства нефтепродуктов в целом по России, а также поэтапным увеличением доли акцизов, распределяемых между субъектами РФ пропорционально объемам розничной реализации крепкой алкогольной продукции (до 90% на 2022 год) и увеличением нормативов распределения доходов по акцизам на нефтепродукты для региона в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги»; по УСН – увеличением количества налогоплательщиков. По итогам 2022 года регион ожидает ННД в размере 41,3 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 13,1%.
Расходы региона за 2021 год выросли на 10,6% по сравнению с 2020 годом и составили 97,2 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 71,0 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 13,2%. Гибкость расходов бюджета оценивалась агентством положительно: доля капитальных расходов в общем объеме расходов составила 11,4%. По итогам 7 месяцев текущего года расходы республиканского бюджета выросли на 24,5% относительно аналогичного периода 2021 года, социальные расходы увеличились на 20,1% и составили 44,1 млрд рублей. При этом доля расходов социального блока в общих расходах бюджета снизилась на 2,6 п. п. и составила 72,2%. Снижение доли социального блока в основном обусловлено увеличением расходов по национальной экономике (+19,3%) и ЖКХ (в 2,4 раза). По итогам 2022 года регион планирует расходы в размере 107,4 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 10,6%.
Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2021 года дефицит бюджета составил 2,0% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись банковские кредиты. В 2022 году исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 3,8 млрд рублей или 9,1% ННД. Без учета остатков денежных средств на счетах и бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, дефицит бюджета прогнозируется на уровне 0,9% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться коммерческие заимствования в форме банковских кредитов.
Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством позитивно. По состоянию на 01.01.2022 долг региона вырос на 14,1% и составил 15,9 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 6,0 п. п. и составила 43,4% в связи с ростом ННД. По итогам 2022 года ожидается прирост объёма заимствований до 21,8 млрд рублей, долговой нагрузки (без учета инфраструктурных кредитов) до 48,9%. Несмотря на рост долговой нагрузки, она будет находиться на комфортном уровне. Рост долга обусловлен необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита республиканского бюджета, а также в связи привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. Долговой портфель на начало года был сформирован из банковских кредитов, доля которых составляла 53,8%, бюджетных кредитов – 45,5% и гарантийных обязательств – 0,7%. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов составит порядка 89,0%, доля банковских более 10,0%, гарантии и поручительства – 0,3%. Изменение структуры долгового портфеля обусловлено мерами поддержки региональных бюджетов со стороны федерального центра, в июне-июле текущего года регион получил бюджетный кредит на погашение коммерческого долга в размере 10,7 млрд рублей. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, что обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание, в 2021 году показатель сложился на уровне 0,5% ННД, что поддержало рейтинговую оценку. По итогам 2022 года данный показатель ожидается на уровне 0,3% ННД. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 96,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 97,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.04.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.