«Эксперт РА» повысил рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» до уровня ruВBB

Москва, 7 октября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» до уровня ruВВB, прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ВВВ- со стабильным прогнозом.

ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» (далее – «ТЗК Аэрофьюэлз», «компания») является 100% дочерней компанией ООО «Аэрофьюэлз Групп» – материнской структуры для российской части бизнеса группы компаний «Аэрофьюэлз» (далее – «Группа»). Группа оказывает услуги по авиатопливообеспечению российских и иностранных авиакомпаний в Российской Федерации (30 аэропортов) и на международном рынке в более чем 80 странах мира. Зарубежный дивизион Группы представлен результатами деятельности компании «Aerofuels Overseas Limited» (далее – «Aerofuels Overseas»), зарегистрированной в Ирландии. Непосредственно «ТЗК Аэрофьюэлз» обеспечивает заправку воздушных судов «в крыло» авиакеросином ТС-1 на территории Российской Федерации, а также оказывает услуги по хранению, перевалке и лабораторному анализу топлива. Объем реализации «ТЗК Аэрофьюэлз» по итогам 2021 года составил 244 тыс. тонн керосина, что соответствовало 44% от групповых объемов.  «ТЗК Аэрофьюэлз» входит в периметр консолидации «Аэрофьюэлз Групп», доля активов компании в консолидированной отчетности составляет 30%, кроме того, по всем долговым обязательствам компании действуют поручительства со стороны материнской компании. Учитывая эти факторы, агентство в соответствии с действующей методологией использует консолидированную отчетность «Аэрофьюэлз Групп» по стандартам МСФО для актуализации кредитного рейтинга «ТЗК Аэрофьюэлз».

Повышение кредитного рейтинга обусловлено более быстрым относительно ожиданий прошлого года восстановлением финансовых показателей: в 2021 году (далее – отчетный период) после шока 2020 года, также в прогнозных периодах Группа планирует увеличивать общий объем реализации авиакеросина, что по ожиданиям агентства приведет к улучшению метрик долговой и процентной нагрузки.

По итогам отчетного периода объем заправок Группы составил 550 тыс. тонн, показав прирост на 39% к уровню 2020 года, что оказалось ниже плана, но за счет роста цен на авиакеросин плановые метрики блока финансовых рисков были достигнуты. В результате восстановления объема заправок и роста цен на авиакеросин, выручка Группы относительно уровней 2020 года увеличилась на 47%, по расчетам агентства EBITDA выросла более чем в два раза, рентабельность по EBITDA выросла до 3,7% с 2,2% по итогам 2020 года. В отчетном периоде Группа нарастила долговой портфель с учетом арендных обязательств несколько меньше ожидаемого ранее, что в совокупности с ростом доходов позволило достичь более низкого уровня долговой нагрузки по показателю чистый долг/EBITDA на уровне 3,0х по итогам 2021 года при 4,6х годом ранее.  Покрытие EBITDA процентных платежей по итогам отчетного периода увеличилось до 3,8х с 2,4х по итогам 2020 года.

Ухудшение геополитической обстановки в 2022 году привело к замедлению темпов восстановления объемов заправок, приходящихся на зарубежный дивизион Группы, который до пандемии генерировал более 60% всей выручки. Доля заправок за рубежом и заправок зарубежных авиакомпаний в аэропортах России по итогам отчетного периода находилась на уровне около 35% от общих объемов, в дальнейшем ожидается незначительное снижение объемов реализации, приходящихся на зарубежную часть бизнеса Группы, при этом выбывающие объемы будут компенсироваться ростом заправок российских авиакомпаний на внутренних рейсах. С учетом того, что более половины объемов заправляемого Группой керосина приходится именно на российские региональные аэропорты, актуальные тенденции по росту прямого авиасообщения между регионами и развитию внутреннего туризма оказывают поддержку темпам восстановления объемов заправок, в том числе за счет государственной поддержки по развитию региональных авиаперевозок. Повышение рейтинга в значительной мере обусловлено позитивными ожиданиями агентства в части восстановления объемов заправки авиакеросина и метрик долговой и процентной нагрузки. Позитивная динамика подтверждается данными неаудированной отчетности по МСФО за первое полугодие 2022 года, а также ростом объемов реализации в натуральном выражении, согласно предоставленным Группой данным. По итогам 2022 Группа планирует заправить 620 тыс. тонн (+12,7% к объемам 2021 года), в 2023 ожидается рост до уровня выше 700 тыс. тонн, в 2024 – выше 850 тыс. тонн, соответственно в течение трех лет от отчетной даты ожидается достижение натуральных показателей периода до пандемии. По ожиданиям агентства, восстановление объемов заправок в совокупности с продолжающейся позитивной динамикой цен на авиакеросин приведет к росту доходов и маржинальности бизнеса, а также окажет положительное влияние на метрики долговой и процентной нагрузки. Так, агентство в качестве базового сценария ожидает: EBITDA 2022 года на уровне 1,3 млрд рублей, что соответствует приросту на 52% к значениям отчетного периода; отношение чистого долга к EBITDA по итогам 2022 года на уровне 2,0х, дальнейшее снижение метрики ниже 1,5х на конец 2023 года и далее; покрытие EBITDA процентных платежей по итогам 2022 года в районе 3,5х, что ниже уровня 2021 года (3,8х) на фоне роста ключевой ставки во 2 квартале текущего года, при этом в последующие годы ожидается рост процентного покрытия выше 7,0х. Сохранение цен на авиакеросин на высоких уровнях в совокупности с наращиванием объемов заправок в региональных аэропортах, обеспечивающих более высокий уровень маржинальности заправок за счет логистических особенностей, позволит Группе улучшить показатели рентабельности. Группа планирует в 2023 году увеличить рентабельность до уровня 4,5%, что по бенчмаркам агентства будет по-прежнему оцениваться на невысоком уровне, однако низкий уровень маржинальности обусловлен спецификой бизнеса и характерен для всех участников рынка оказания услуг по заправке авиатоплива «в крыло».

Устойчивость отрасли авиатопливообеспечения к внешним шокам оценивается на уровне ниже среднего ввиду высокой подверженности влиянию макроэкономических тенденций. Авиационная индустрия – одна из наиболее пострадавших отраслей от ограничений, вызванных глобальной пандемией COVID-19, которая оказывала существенное влияние на отрасль в 2020-2021 гг., при этом перспективы восстановления ухудшаются на фоне возросших операционных рисков, связанных с нестабильной макроэкономической обстановкой. Интенсивность использования воздушного пространства России в 2021 году показала прирост на 26% к уровням 2020 года, при этом снижение относительно 2019 года оценивается на уровне 11%. Количество международных полетов снизилось на 42%, в то время как внутренние рейсы показали рост на 39% к уровням 2019 года, что свидетельствует о восстановлении объемов авиасообщения в российских аэропортах именно за счет роста количества рейсов внутри страны. В отчетном периода Группа продемонстрировала рост объемов заправки авиакеросина, однако сопоставимые уровни с периодом до пандемии ожидаются не ранее 2024 года. В качестве поддержки оценки риск-профиля отрасли агентство отмечает отсутствие прямых и косвенных санкционных ограничений на компанию и собственников Группы, что позволяет зарубежному направлению продолжать деятельность, а также субсидирование региональных перевозок для отечественных авиакомпаний. Оценка риск-профиля отрасли также поддерживается очень высокими барьерами для входа, которые, в первую очередь обусловлены необходимостью получения соответствующих разрешений на строительство новых топливозаправочных комплексов (ТЗК) в непосредственной близости от аэропортов и ограниченными возможностями по дублированию действующей инфраструктуры, а также необходимостью наличия квалифицированного персонала для получения допуска к заправке воздушных судов.

Агентство отмечает рост доли Группы по региональным направлениям, при этом рыночные позиции Группы по-прежнему оцениваются агентством на невысоком уровне из-за небольших масштабов бизнеса по сравнению с основными конкурентами. Несмотря на то, что российский рынок заправки керосина «в крыло» за последние два десятилетия уже сформировался, доля Группы не превышает 5%, при этом более 90% объемов приходится на три дочерние компании крупнейших российских нефтегазовых компаний («Газпромнефть-Аэро», «РН-Аэро» и «Лукойл-Аэро»), имеющих собственную сырьевую базу. На международном рынке, в отсутствие собственной инфраструктуры, Группа фактически выступает сырьевым трейдером, выкупая объемы топлива вместе с топливозаправочными услугами у транснациональных и региональных поставщиков, и в дальнейшем получая небольшую, но гарантированную маржу от авиакомпаний.

Агентство, как и ранее, позитивно оценивает наличие у Группы широкой региональной сети собственных ТЗК на территории страны, за счет которой она имеет возможность предоставлять комплексные предложения по заправке на маршрутах российских и иностранных авиакомпаний в России, также Группа предоставляет услуги по заправке отечественных и иностранных авиакомпаний в зарубежных аэропортах. Общая оценка концентрации бизнеса была несколько улучшена в рамках оценки диверсификации продаж за счет снижения средней доли основного контрагента Группы в России и за рубежом, которым выступает ПАО «Аэрофлот», его средняя доля выручке за 2019-2021 гг. составила около 45%. ПАО «Аэрофлот» раз в год проводит тендеры на поставку топлива, договор с авиакомпанией бессрочный с ежегодной пролонгацией, в среднем 60-70% расчетов осуществляется по предоплате. Около половины закупаемого авиакеросина приходится на одну из вертикально-интегрированных нефтяных компаний, при этом вероятность реализации риска концентрации на труднозаменимом поставщике оценивается агентством как низкая ввиду того, что авиакеросин является стандартизированным биржевым товаром. Группа не хеджирует риски изменения цен на топливо, так как действуют формульные контракты на поставку керосина с привязкой базисной цены к биржевой.

По расчетам агентства, на горизонте двух лет от 31.12.2021 (далее – «отчетная дата») прогнозная ликвидность Группы будет находиться на умеренно-высоком уровне: собственный операционный денежный поток, а также общий объем доступной ликвидности, включая невыбранные банковские кредитные линии, превышает расходы на погашение и обслуживание долга, а также на осуществление поддерживающих капитальных затрат и финансирование инвестиционной программы. Дивидендная политика Группой не утверждена, при этом агентство исходит из предпосылки, что дивидендные выплаты на рассматриваемом горизонте времени будут отсутствовать. Программа капитальных затрат Группы предусматривает выполнение инвестиционных контрактных обязательств по реконструкции здания международного аэропорта в г. Чебоксары (с 2016 года находится в долгосрочной аренде у дочерней компании Группы), строительство нового ТЗК в региональном аэропорту, переоснащение трех действующих ТЗК в г. Иркутск, г. Владивосток и г. Южно-Сахалинск и приобретение авиатопливозаправщиков. У Группы имеется определенная степень гибкости в программе капитальных затрат, часть которых была перенесена на более поздние периоды, что не должно оказать негативного влияния на рост доходов Группы. В рамках качественной оценки ликвидности агентство отмечает наличие диверсификации источников фондирования, включающих два облигационных выпуска, размещенных АО «Аэрофьюэлз» в марте и сентябре 2021 года, предстоящих к погашению в 2024 году, а также оборотные кредиты банков. Доля краткосрочных кредитов составляет порядка 40% от общего объема долгового портфеля, и агентство оценивает риски рефинансирования как низкие.

При оценке валютных рисков агентство учитывает наличие естественного хеджа: валютные поступления по контрактам с иностранными авиакомпаниями, а также с российскими авиакомпаниями по заправке за рубежом покрывают соответствующие валютные расходы на закупку керосина, при этом Группа активно переходит на расчеты в национальной валюте с зарубежными авиакомпаниями при заправках в российских аэропортах. Финансовый долг Группы в иностранной валюте минимален, а его обслуживание осуществляется за счет доходов зарубежного дивизиона.

В блоке корпоративных рисков агентство отмечает концентрированную и стабильную структуру собственности — два бенефициара бизнеса владеют соответственно 60% и 40% капитала материнской компании «Аэрофьюэлз Групп» и активно вовлечены в операционное управление Группой. Агентство отмечает также переход контроля консолидирующей материнской компании «Аэрофьюэлз Групп» над «Aerofuels Overseas» которая ранее консолидировалась в отчетность по МСФО по контролирующим собственникам. На уровне материнской компании не созданы коллегиальные органы управления, процесс принятия решений преимущественно сконцентрирован на генеральном директоре, который является крупнейшим акционером, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Информационная прозрачность оценивается на среднем уровне. Агентство положительно оценивает наличие элементов риск-менеджмента — в группе действует комитет по управлению рисками, состоящий из 5 постоянных членов. В то же время качество риск-менеджмента ограничивается отсутствием достаточного страхового покрытия имущественных рисков, в том числе, в части резервуарного парка Группы.

По данным аудированной консолидированной отчетности по стандартам МСФО активы Группы по состоянию на 31.12.2021 составляли 9,9 млрд руб., капитал – 4,9 млрд руб. Выручка по итогам 2021 года составила 24,2 млрд руб., чистая прибыль – 0,3 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» был впервые опубликован 08.10.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.10.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"