«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг ООО «Молоко» на уровне ruB-
Москва, 30 декабря 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «Молоко» на уровне ruB-, прогноз по рейтингу стабильный.
ООО «Молоко» (далее – «компания», «Молоко») – дистрибьютер молочной продукции и консервации эконом сегмента, который ведёт деятельность в ЮФО, СФО, ЦФО России. Сеть сбыта насчитывает более 3,8 тыс. точек продаж по всей территории страны. Основным сегментом деятельности компании является закупка молочной продукции у заводов- производителей и их последующая реализация в пользу оптовых компаний, торговых сетей и индивидуальных предпринимателей. Также с 2021 года компания запустила сегмент продажи консервной продукции (гороха, сгущенки) с похожей бизнес-моделью, но под собственной торговой маркой «Едаковъ».
Выручка компании за период 30.06.2021-30.06.2022 (далее – отчётный период) была на 80% сформирована за счёт реализации молочной продукции, 20% выручки обеспечивал сегмент консервации, что свидетельствует об умеренной продуктовой диверсификации компании. В феврале 2022 г компания вышла в новый сегмент: дистрибуция нового маржинального продукта - кондитерские изделия бренда «Лаконд». Компания рассчитывает в дальнейшем расширить номенклатуру реализуемой продукции в пользу более рентабельных категорий товаров, таких как корма для животных, бытовая химия, др. Это может улучшить оценку продуктовой диверсификации в будущем. Ключевой сегмент бизнеса компании – реализация молочной продукции – характеризуется стабильным спросом со стороны потребителей в силу того, что он входит в список продуктов питания первой необходимости. Деятельность компании осуществляется на высококонкурентном рынке, где возможность влиять на цену реализуемого продукта минимальна – финансовый результат формируется за счёт низкой наценки к стоимости товара производителя в размере не более 8-9%. Рост себестоимости возможно переложить на конечную стоимость товара, однако уровень наценки может варьироваться в зависимости от рыночных условий. Агентство отмечает низкий размер бизнеса компании и низкий порог для вхождения других игроков на рынок. Бизнес по оптовой торговле не является капиталоёмким и не требует материальных инвестиций для функционирования. Компания не располагает собственными производственными мощностями или собственными транспортными средствами для создания какой-либо добавленной стоимости в конечной цене продукции. Это ставит компанию в гораздо более уязвимое положение, нежели других участников отрасли, которые располагают собственным производством или логистическими возможностями. Компания относится к сегменту малого бизнеса: выручка за отчётный период составила порядка 600 млн руб., показатель EBITDA оценивается на уровне около 17 млн руб., численность сотрудников составляет менее 10 человек. По мнению агентства, для компаний из малого бизнеса характерен специфический риск, который выражается в большей волатильности финансовых результатов, особенно в периоды экономической нестабильности. В силу ряда указанных обстоятельств агентство консервативно оценивает устойчивость к внешним шокам и барьеры для входа в отрасль. Доля компании на российском рынке молочной продукции составляет менее 1%, что свидетельствует о низких позициях на рынке сбыта.
Риски концентрации бизнеса для компании оцениваются агентством как низкие. 11,5% продаж за отчётный период были обеспечены в пользу компании ООО «Алкотрэйд 66», который входит в группу компаний «Светофор» - одной из крупнейших сетей товаров повседневного спроса в России. Всего на долю компаний группы «Светофор» приходится порядка 60% от осуществляемых продаж. Агентство не оценивало концентрацию покупателей на уровне группы «Светофор», принимая во внимание ликвидность реализуемых товаров, каналы продаж которых могут быть легко заменены, а также широкую клиентскую базу компании как внутри группы (более 400 юридических лиц), так и за её пределами. Крупнейшим поставщиком в структуре продаж является компания ООО «Кузбассконсервмолоко», на долю которого приходится около 31% затрат на приобретение товаров для перепродажи. Риск концентрации активов также не характерен для компании в силу специфики деятельности, которая преимущественно предполагает приобретение товара со склада производителя и отгрузку на склад покупателя.
Значения показателей блока финансовых рисков на протяжении двух последних отчётных периодов оценивались положительно в силу отсутствия материального объема долговой нагрузки. Однако, согласно стратегическим планам компании, в перспективе 12 месяцев от 30.06.2022 (далее – отчётная дата) Молоко планирует существенно нарастить долговой портфель до уровня более 120 млн руб., что более чем в 4 раза превысит объем долга на отчётную дату. Привлечение займа планируется под льготную ставку по государственной программе поддержки.
Рост долгового портфеля откроет возможности компании обеспечивать предоплату производителям, что обеспечит рост объемов закупок товаров для перепродажи. Это позволит увеличить объемы формируемой выручки и расширить продуктовый ассортимент. Агентство видит определённые риски в новой бизнес-модели, поскольку в своей основе закладывает увеличение периода оборачиваемости показателей оборотного капитала в днях, что способно спровоцировать формирование отрицательного сальдо операционного денежного потока и, соответственно, увеличение долговой нагрузки. Таким образом, агентство ожидает, что в перспективе 12 месяцев от отчетной даты отношение долга к EBITDA будет на уровне не ниже 4.5х, что соответствует минимальной оценке по бенчмаркам агентства. В дальнейшем агентство допускает сокращение показателя по мере роста доходов от расширения более маржинальной товарной номенклатуры и окончания срока лизинговых договоров, пик платежей по которым ожидается на 2022-2023 гг. На фоне роста долговой нагрузки отношение EBITDA к процентным расходам может продемонстрировать сокращение до 3,0-4,0х, что оценивается агентством на умеренном уровне. Деятельности по дистрибуции товаров с низкой наценкой свойственно формирование низкого уровня рентабельности по EBITDA, которая у компании оценивается в пределах 3-4% за 2 последних отчётных периода. Компания не подвержена валютным рискам, однако оценку рыночных рисков сдерживает наращивание долга с плавающей процентной ставкой.
В 4 квартале 2022 года компания сформировала существенный объем долгосрочных кредитных линий в объеме около 120 млн руб., которые способны покрыть все потребности в финансировании оборотного капитала, процентных затрат и погашениях краткосрочных кредитов и займов в перспективе 12 месяцев от отчётной даты. Это способствовало умеренно-позитивной оценке показателя прогнозной ликвидности. Качественная оценка ликвидности сдерживается отсутствием дивидендной политики, низкой диверсификацией источников финансирования и практикой размещения временно свободных денежных средств в виде выдачи займов в пользу связанных и третьих лиц с целью получения процентных доходов.
Качество корпоративного управления оказывает сдерживающее влияние на уровень кредитного рейтинга. Структура собственности сконцентрирована на одном лице, что минимизирует риски корпоративных конфликтов. Корпоративное управление находится на начальной стадии формирования: совет директоров и правление не сформированы в компании, управление обеспечивается собственником, генеральным директором, главным бухгалтером, коммерческим директором. Стратегические и операционные вопросы компании выносятся на обсуждение топ-менеджменту, итоговое решение принимается генеральным директором. Компания начинала свою деятельность как семейный бизнес. Собственник имеет отраслевой опыт оптово-розничной торговли молочной продукцией более 20 лет. Генеральный директор является родственником собственника. Степень транспарентности ограничивается отсутствием аудиторского заключения по РСБУ отчётности за 2021 год, формированием только упрощенной финансовой отчётности без пояснений, отсутствием финансовых и операционных операций в открытом доступе. Компания планирует подготовить аудированную отчётность за 2022 год по мере выхода на публичный долговой рынок. Стратегическое обеспечение компании оценивается на умеренно-низком уровне, финансовые планы не ссылаются на прогнозы развития целевых для компании сегментов рынка. Стратегия компании направлена на диверсификацию реализуемой продукции для повышения маржинальности и её устойчивости к риску снижения спроса на отдельный вид продукции. Качество риск-менеджмента оказывает негативное влияние на кредитный рейтинг из-за отсутствия подразделения по управлению рисками и страхового покрытия активов. При этом, согласно комментариям компании, ведется деятельность по разработке Политики управления рисками и внутренних документов, устанавливающих общие положения и правила, которые должны соблюдаться сотрудниками Общества для целей управления рисками. Также агентство принимает во внимание прецедент формирования отрицательной чистой прибыли по итогу 2019 года в связи с учтенным на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» списанием с баланса товаров, попавших под случай хищения со стороны третьих лиц. При этом компания предприняла меры для недопущения подобных рисков в будущем.
По данным отчетности ООО «Молоко» по стандартам РСБУ активы компании на 30.06.2022 составляли 134 млн руб., капитал – 23 млн руб. Выручка по итогам отчетного периода составила 599 млн руб., прибыль до налогообложения – 15 млн руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг присвоен ООО «Молоко» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Молоко», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Присвоенный кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «Молоко», а также лица, осуществляющие над ним контроль или оказывающие на него значительное влияние, принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Молоко» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.