«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+

Москва, 20 апреля 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Башкортостан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из старейших нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство и торговлю. Промышленность в регионе формирует более 35% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2022 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 2,3 трлн рублей, с ростом к уровню 2021 года на 0,4% в сопоставимых ценах. По итогам 2023 года регион ожидает ВРП выше уровня отчетного года на 2,7% в сопоставимых ценах. В отчетном году промышленность региона продемонстрировала устойчивую положительную динамику – индекс промышленного производства составил 102,7%. Во всех секторах промышленного производства наблюдался прирост, за исключением организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-13,7%). Также положительная динамика сложилась в сельском хозяйстве (+28,1% к уровню 2021 года), в том числе растениеводстве – (в 2,6 раза) и животноводстве – (+1,4%). Ключевым фактором развития отрасли агропромышленного комплекса является техническая и технологическая модернизация. Вместе с тем, в регионе наблюдалось снижение оборота розничной торговли (-5,2% к уровню 2021 года), что обусловлено ростом уровня инфляции из-за ухода зарубежных компаний и резкого сокращения импорта, а также нарушения логистических цепочек на фоне введенных санкций. По итогам текущего года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 103,1%.

Показатели благосостояния по итогам 2022 года находились на высоком уровне: ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 558,5 тыс. рублей, что выше уровня предыдущего года на 11,9% в действующих ценах. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 4,1 млн человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,3%. Снижение связано в основном с естественной убылью населения. По данному показателю регион входит в число десяти крупнейших регионов (7-е место среди субъектов РФ). Поддержку рейтинговой оценке оказало высокое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 3,1. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году сложились в размере 36,1 тыс. рублей, увеличившись на 10,7% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума установлена в размере 12,1 тыс. рублей с 1 июня 2022 года. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года находился на низком уровне. В отчетном году показатель снизился на 0,9 п. п. по сравнению с 2021 годом и составил 3,4%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года в соответствии с прогнозом социально-экономического развития региона на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов безработица ожидается на уровне 4,0%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году составил 512,4 млрд рублей, что на 5,9% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика была обеспечена реализацией ряда крупных проектов по ключевым видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, производство химических веществ и химических продуктов, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов, производство кокса и нефтепродуктов, производство строительных материалов. По итогам текущего года объем данных инвестиций ожидается на уровне 535,7 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренном уровне и составило 22,0%. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Автономность бюджета региона оценивается на умеренно высоком уровне: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2022 года приросла на 0,5 п. п. и составила 64,6%. За 2022 год доходы региона выросли на 14,1% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 15,1%, трансферты – на 12,4%. В структуре ННД положительная динамика сложилась как по налоговым доходам (+8,8%), так и по неналоговым (в 2,8 раз). По всем бюджетообразующим налогам наблюдался прирост, наибольший сложился по налогу на доходы физических лиц (+11,5%) в связи с ростом фонда заработной платы по региону на 9,9%; акцизам (+22,0%) – с увеличением норматива распределения по акцизам на нефтепродукты, ростом налоговой базы и индексацией ставок акцизов; налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+26,9%) – с увеличением налоговой базы, в том числе за счет перехода на упрощенную систему налогообложения плательщиков единого налога на вмененный доход. По неналоговым доходам наибольший прирост сложился по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 6,2 раза за счет роста поступлений дивидендов по акциям, принадлежащим республике (+8,4 млрд рублей), а также поступлений от размещения временно-свободных средств единого казначейского счета (в 2,9 раза). В структуре трансфертов наблюдалось увеличение поступлений по субсидиям (в 1,4 раза) и иным межбюджетным трансфертам (+12,1%), при снижении поступлений по дотациям и субвенциям на 1,3% и 25,9% соответственно. Увеличение объема субсидий произошло в связи с поступлением средств на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования; стимулированию программ развития жилищного строительства; софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках нового строительства или реконструкции детских больниц (корпусов); региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения; приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»; создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором. Уменьшение объемов субвенций связано с сокращением финансирования в части выплат государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), выплат безработным гражданам. Диверсификация налоговой базы региона по итогам 2022 года оценена на умеренном уровне: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 35,5% налоговых доходов консолидированного бюджета региона. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления ННД в республиканский бюджет с ростом на 5,1% к уровню 2022 года.

Расходы региона в 2022 году увеличились на 15,7% по сравнению с 2021 годом и составили 295,3 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2022 года было направлено 183,1 млрд рублей, что формировало 62,0% всех расходов региона. Доля социальных расходов снизилась на 5,7 п. п., при этом в абсолютном выражении данные расходы увеличились на 6,0%. Снижению доли социальных расходов способствовало увеличение расходов на национальную экономику (в 1,4 раза) и ЖКХ (в 1,7 раза). Гибкость расходной части бюджета республики оценивается позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году увеличилась на 5,5 п. п. и составила 15,8%. В абсолютном выражении капитальные расходы увеличились в 1,8 раза и составили 46,6 млрд рублей. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен строительством крупных объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, дорожного хозяйства, приуроченных к празднованию 450-летия основания г. Уфы в 2024 году, привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на реализацию двух инфраструктурных проектов «Комплексное развитие территории городского округа город Нефтекамск» и «Комплексная жилая застройка «Южные ворота» г. Уфа» и модернизацию общественного транспорта, а также реализацией государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 285,1 млрд рублей, что ниже показателя 2022 года на 3,4%.

В 2022 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом, который составил 14,7 млрд рублей или 8,1% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных кредитов, банковские кредиты, остатки денежных средств на счетах и прочие. В 2023 году исполнение бюджета ожидается также с дефицитом, размер которого составит 17,8 млрд рублей или 9,3% ННД. Без учета задействования остатков средств региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 4,3 млрд рублей или 2,2% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований, а также поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности.

Долг региона на отчетную дату увеличился в 1,4 раза по сравнению с 01.01.2022 и составил 38,4 млрд рублей, несмотря на это долговая нагрузка выросла всего на 0,2 п. п. и составляла 17,1% (без учета бюджетного инфраструктурного кредита), что объясняется увеличением поступлений по ННД. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещением рыночных заимствований муниципальных образований региона, а также привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета региона в конце года. По итогам текущего года ожидается рост долга на 24,1% до 47,7 млрд рублей, долговая нагрузка прирастет на 0,5 п. п. – 17,6% (без учета бюджетного инфраструктурного кредита). Долговой портфель на отчетную дату был сформирован из бюджетных кредитов, доля которых составляла 53,9%, облигационных займов – 39,1% и банковских кредитов – 7,0%. По итогам 2023 года в структуре долгового портфеля кардинальных изменений не ожидается. Доля короткого долга с 01.01.2023 составляла 25,4% совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 14,2%. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,6%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 1,0% ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 280,6 млрд рублей, объем расходов – 295,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.10.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
МП БАНК (ООО)
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"