«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Нижегородской области до уровня ruА+
Москва, 25 мая 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области до уровня ruА+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruА со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда бюджетных метрик, устойчивой ликвидностью, высоким уровнем экономических и умеренно высоким уровнем финансовых показателей. Вместе с тем регион характеризуется умеренно низкими значениями показателей долговой нагрузки и обслуживания долга. В результате получения бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночного долга произошло снижение доли короткого долга и улучшение диверсификации долгового портфеля региона.
Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 2,1 трлн рублей, что примерно соответствует уровню предыдущего года в сопоставимых ценах. Динамика промышленного производства соответствовала динамике ВРП – индекс промышленного производства составил 100,1%. В структуре промышленного производства рост наблюдался в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+4,4%), при этом в остальных отраслях наблюдалось снижение, в том числе в обрабатывающих производствах (-0,1%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-4,4%) и добыче полезных ископаемых (-5,9%). Позитивное влияние на динамику ВРП оказали рост объема строительных работ (+29,1%) и платных услуг населению (+2,6%). По предварительной оценке, регионом по итогам 2023 года ожидается объем ВРП в размере 2,2 трлн рублей.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 675,4 тыс. рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 3 081,8 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,9% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,3, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 15,2% до 43,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 20,8%, до 13,1 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 4,1%, что на 0,1 п. п. ниже уровня 2021 года. По предварительной оценке, регион в 2023 году ожидает безработицу на уровне 2,5%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году вырос по сравнению с 2021 годом на 0,9% в сопоставимых ценах и составил 462,1 млрд рублей. Несмотря на позитивную динамику отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 21,8%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По предварительной оценке, по итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал регионом ожидается в размере 493,8 млрд рублей
Регион характеризуется высоким уровнем бюджетной автономии: доля ННД в доходах регионального бюджета в 2022 году составила 76,4%, что на 3,6 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД на 20,4% при снижении объема межбюджетных трансфертов на 5,7% к предыдущему году. В структуре налоговых доходов рост сложился по всем бюджетообразующим налогам, включая НДФЛ (+16,7%), налог на прибыль организаций (+20,4%), акцизы (+17,4%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+22,4%), налог на имущество организаций (+16,0%). Динамика поступлений по НДФЛ обусловлена в основном ростом фонда оплаты труда, по налогу на прибыль организаций – увеличением поступлений от крупных налогоплательщиков области, по акцизам – увеличением нормативов распределения акцизов на крепкий алкоголь и ростом ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, по УСН – ростом налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков, по налогу на имущество организаций –вводом в эксплуатацию новых основных средств, а также увеличением поступлений от крупной организации в связи с переоценкой остаточной стоимости имущества. Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияния на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 3,9% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 19,8% налоговых доходов регионального бюджета. Поступления неналоговых доходов за 2022 год увеличились более чем в 2 раза к уровню 2021 года, что обусловлено увеличением поступлений доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете. В разрезе межбюджетных трансфертов наблюдалась положительная динамика по субсидиям (+26,6%) и отрицательная – по дотациям (-60,3%), субвенциям (-11,4%) и иным межбюджетным трансфертам (-24,5%). По итогам 2023 года регионом ожидается снижение доходов на 9,4%, в том числе по межбюджетным трансфертам на 27,2% и ННД на 2,8%.
Расходы бюджета выросли в 2022 году на 24,8% и составили 301,1 млрд рублей, из которых 169,9 млрд рублей (56,4% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Среди наиболее значимых направлений в структуре расходов существенный рост наблюдался по расходам на общегосударственные вопросы (в 1,8 раза), ЖКХ (в 1,8 раза), национальную экономику (в 1,5 раза), охрану окружающей среды (в 1,6 раза), физкультуру и спорт (в 2 раза). Рост расходов по указанным отраслям сложился в совокупности в связи с реализацией инфраструктурных проектов и мероприятий по переселению граждан, удорожанием стоимости материалов и услуг, увеличением фонда оплаты труда. Расходы на здравоохранение снизились на 1,5% в связи с сокращением финансирования мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Гибкость расходной части бюджета региона оказала позитивное влияние на рейтинговую оценку: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 15,3%. По итогам 2023 регионом ожидается снижение расходов на 4%, в том числе за счет сокращения расходов капитального характера в 1,6 раза на фоне высокой базы 2022 года, когда была получена основная сумма инфраструктурных бюджетных кредитов.
По итогам 2022 года бюджет региона сложился с дефицитом 9,2% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись инфраструктурные бюджетные кредиты и остатки денежных средств на счетах. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 34,4 млрд рублей или 16,5% ННД. Без учета инфраструктурного бюджетного кредита и остатков средств на счетах, за счет которых прогнозируется покрыть часть прогнозируемого дефицита, дефицит составит 4,3 млрд рублей или 2,1% ННД.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 находилась на умеренном уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 132,9 млрд рублей, что на 27,1% выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) на фоне роста ННД снизалась на 5,5 п. п. и составила 52,6%. На росте долга отразилось привлечение бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований и инфраструктурных бюджетных кредитов. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов (68,6%), облигационных займов (31,2%) и гарантийных обязательств (0,2%). Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,9% от ННД, что оказало умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку. Незначительный объем долговых обязательств области, приходящихся к погашению в краткосрочном и среднесрочном периоде, смягчает риски рефинансирования: доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2023 составляет 6,8% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 8,2%.
По итогам 2023 года ожидается увеличение долга на 7,8% в связи с привлечением бюджетного инфраструктурного кредита, банковских кредитов на финансирование дефицита и увеличением гарантийных обязательств. Долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) вырастит на фоне роста долга и ожидаемого снижения ННД и составит 57,2%, но, тем не менее, это не окажет существенного давления на рейтинговую оценку. Доли бюджетных кредитов и облигационных займов снизятся до 65,4% и 23,7% соответственно, гарантийных обязательств увеличится до 1,4%, а доля привлеченных банковских кредитов составит 9,5%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета региона по итогам 2022 года составил 281,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 301,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.12.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.